• технологии
  • бизнес
  • статьи
  • 02 июн. 23

Что такое NFT-коллекция и как ее создать

NFT прошли путь от карточек с мемами до произведений стоимостью почти $70 миллионов и целых NFT-коллекций. Разбираемся, что нужно, чтобы создать NFT-коллекцию и зачем это вообще нужно

  • 1985
  • 0
  • 1
NFTRU
  • рейтинг +113
  • подписчики 22

В последние годы мир искусства претерпел революционные изменения, вызванные появлением NFT. Во-первых, цифровые художники нашли способ получать оплату за свою работу. Во-вторых, покупка произведений искусства стала более демократичной. Новый параллельный рынок открыл свои двери для коллекционеров и продавцов произведений искусства. Арт-рынок NFT, который до недавнего времени имел очень ограниченную легитимность, сейчас стремительно растет.

Вместе с рынком искусства NFT прошли большой путь: от карточек с мемами до произведений стоимостью почти $70 миллионов и целых NFT-коллекций. 

Суть NFT-коллекции

Мы уже писали о том, что такое NFT, и как его создать. Сейчас же мы говорим об NFT-коллекциях — это набор уникальных NFT, объединенных общей концепцией.

Большинство коллекций насчитывает от 5 000 до 10 000 NFT, причем в них представлены варианты одного и того же дизайна, что делает некоторые из них гораздо более редкими, чем другие. 

Коллекции NFT создают по разным причинам. Во-первых, благодаря коллекциям всегда можно проверить, кто и когда создал конкретную NFT, кто был ее предыдущим владельцем и подтвердить собственность. Во-вторых, NFT предлагают художникам и создателям новый способ монетизации их цифровых творений, минуя традиционных посредников. В-третьих, коллекции часто направлены на создание уникальных цифровых предметов коллекционирования, выпущенных ограниченным тиражом. 

Коллекции NFT могут быть посвящены определенным темам, персонажам или жанрам, привлекая энтузиастов и поклонников определенной ниши. Например, NFT-карточки от Дональда Трампа или лучшие моменты из игр NBA.

В первую NFT-коллекцию вошли игровые персонажи CryptoKitties, созданные в 2017 году. Однако настоящая история коллекций началась с CryptoPunks, которые проложили путь к последующему взрыву NFT, вдохновляя многих художников на изучение пространства NFT.

СryptoPunks — это коллекция из 10 000 уникальных pixel-art-персонажей, каждый из которых имеет отличительные черты. Коллекция относится к виду PFP (picture for profile), что означает, что эти картинки подходят для аватарки в соцсетях. Это самый популярный вид коллекций.

Еще один распространенный вид коллекций — это альфа-пассы, своеобразные пропуски, чаще всего в закрытые клубы. Также альфа-пассы могут служить пропуском в игры.

Альфа-пасс от сообщества Proof collective, одной из самых эксклюзивных альфа-групп в web3
Альфа-пасс от сообщества Proof collective, одной из самых эксклюзивных альфа-групп в web3

Еще один вид NFT-коллекций — игровые предметы. Все блокчейн-игры содержат в себе NFT, это их основное отличие от web 2.0-игр. И, конечно, существует множество коллекций игровых предметов. Например, земли Otherdeed из метавселенной Otherside.

Земли Otherdeed из метавселенной Otherside
Земли Otherdeed из метавселенной Otherside

Если у вас нет собственных закрытых сообществ или игровых проектов, то лучшим вариантом будет создание PFP-коллекции. 

Как разработать концепцию коллекции

Существует огромное поле возможностей для применения NFT. Но правда в том, что большинство коллекций создаются исключительно для зарабатывания денег. Предлагаем вам не зацикливаться на коммерции и создать что-то действительно уникальное. Первое, что вам нужно — это идея.

Идея

Например, одна из самых популярных и дорогих коллекций Bored Ape Yacht Club (BAYC) принесла на рынок идею закрытых сообществ. Стоимость BAYC отражает цену вступления в это сообщество. К слову, в нем состоит Эминем, Снуп Догг, Мадонна, Неймар и множество других знаменитостей.

Источник: Boardroom
Источник: Boardroom

А вот Invisible Friends подарили нам тренд на анимационные NFT. Для вдохновения вы можете зайти в топ OpenSea, включить фильтр «за все время» и изучить полученные коллекции. Этим же способом можно понять текущий тренд в NFT. Включите фильтр «30 дней» и узнаете, что продается лучше всего в этом месяце.

Польза

За идеей должна стоять функция токена — конкретная польза, которую он несет владельцу. Например, у выше упомянутых BAYC, кроме доступа в закрытое сообщество есть и другое применение:

— владельцы бесплатно получают новые коллекции Yuga Labs;

— у владельцев есть права собственности на NFT. Например, существует ресторан фастфуда Bored & Hungry, где в качестве фирменного стиля используются четыре NFT BAYC. Также в ресторане можно расплатиться криптовалютой, а владельцы NFT из коллекций Yuga Labs получают скидки, в том числе бесплатные комбо.

А вот держатели коллекции Kikiverse, будут получать часть стриминговых доходов после выхода мультсериала с их NFT.

Вывеска фастфуд-ресторана Bored & Hungry, источник: Hypebeast
Вывеска фастфуд-ресторана Bored & Hungry, источник: Hypebeast

Сюжет

Частью концепции принято считать и сюжет (lore) вокруг придуманной идеи. Так, в коллекции Obby сюжет строится на потерявшейся девочке, обладающей способностью управлять людьми с помощью своего взгляда. Из-за этого дара на нее охотятся все мировые техногиганты, а задача сообщества найти ее первыми.

А в проекте Citizens of Tajigen сюжет основывается на антиутопическом будущем, где мировое правительство взяло под контроль жизнь людей, а небольшая группа повстанцев пытается им противостоять.

Арт

Арт — это внешний вид коллекции. Иногда на одном этом элементе можно создать успешную коллекцию. Например, Azuki положили начало аниме-тренда. 

Арт может быть пиксельным, как у криптопанков. Может быть в стиле дудл, как у одноименной коллекции Doodles или сгенерированные ИИ 3D-монстры.

Один из NFT Azuki, источник: Today NFT News
Один из NFT Azuki, источник: Today NFT News

Размер коллекции и цена

Желательно, но не обязательно, перед созданием коллекции определиться с конечным числом NFT и ценой. Ранее мы уже рассказывали о том, что рынок NFT переживает не лучшие времена. Это привело к тренду фриминтов, то есть бесплатного выпуска коллекции и заработка на комиссиях со вторичных продаж.

Помимо этого имейте в виду, что чем меньше коллекция, тем выше шанс полностью ее распродать. Также стоит учитывать, что наибольшие объемы рынка создают NFT на эфириуме (ETH). Это значит, что выгоднее всего создавать коллекцию на нем.

Если размер и цена NFT-коллекции чаще всего определяется состоянием рынка, то команда для ее создания всегда выглядит примерно одинаково.

Команда для создания коллекции

Состав команды варьируется в зависимости от бюджета проекта — но костяк команды остается неизменным.

Художник

Художник отвечает за визуал. Если бюджет проекта ограничен, то один и тот же человек рисует саму коллекцию, материалы для соцсетей и дизайн сайта. Это нужно иметь в виду при планировании сроков запуска коллекции.

При отрисовке коллекции художник создает общий силуэт, на который позже накладываются элементы (трейты). Чем больше трейтов, тем больше уникальных NFT будет в коллекции.

Источник: Freepik
Источник: Freepik

Важно понимать, что художник не рисует вручную все 5 тысяч картинок коллекции. Он отрисовывает только общий силуэт и сами трейты. Например, 5 шляп, 5 видов волос, 7 видов оружия, 5 цветов кожи. Каждый трейт выносится на отдельный слой и сохраняется. Позже эти файлы загружаются либо на специальные сервисы, которые позволяют создавать коллекции без кода, либо в смарт-контракт, если у вас есть разработчик.

Разработчик

При ограниченном бюджете задачи блокчейн и веб-разработчика может выполнять один человек. В таком случае от него требуется создание:

— главной страницы сайта

— отдельной страницы для заполнения формы

— страницы для проверки кошелька на возможность купить NFT

— страницы для покупки NFT с возможностью подключения кошелька

— смарт-контракта на языке Solidity, если выбрали блокчейн эфириума.

На разработчика возлагается большая ответственность, поскольку любая ошибка в смарт-контракте может привести к провалу коллекции. Также важно, чтобы разработчик был надежным, поскольку кража средств после продажи коллекции для него дело нескольких минут.

Задачи SMM-менеджера

Сммщик отвечает за развитие проекта в соцсетях. В большинстве случаев используется только Twitter. 

Часто смм-менеджер отвечает за коллаборации с другими проектами. Есть серверы в дискорде (мессенджер, который приспособлен для формирования и взращивания сообщества), где легче всего найти партнерство для нового проекта: Collab Central или Meta Collabz.

С марта 2022 года почти все коллекции развиваются с помощью гивов, то есть раздач белых списков за подписку и репост.

ℹ️ Белый список (вайтлист) — это список адресов, допущенных к покупке NFT в отдельной стадии и иногда по особым условиям, например, меньшей цене. Список формирует команда проекта и загружает на блокчейн.

С помощью гивов развить проект до 10, 30 и даже 50 тысяч подписчиков можно абсолютно бесплатно. Сделать это гораздо проще, если у проекта интересная идея и красивый арт.

Кроме раздач в Twitter есть специальные сервисы, где удобно давать социальные задания (подписка, репост, лайк и т.д.) для комьюнити проекта: Zealy, Taskon и другие. Однако они не подходят новым проектам без инвестиций или известных людей за спиной, поскольку очень тяжело мотивировать людей что-то делать для коллекции без имени.

В целом для профессионалов в своем деле технически создать коллекцию очень просто. Сложнее всего придумать что-то уникальное, что сообщество захочет купить.

Надеемся, что эта статья поможет вам в создании собственной коллекции, которая получит внимание и признание NFT-сообщества. 

  • 1985
  • 0
  • 1