Редакция NFT.RU поговорила о регулировании рынка NFT и проблемах, которые могут возникнуть при инвестировании в него, с юристом, автором Telegram-канала Crypto_law Дмитрием Романовым.
- технологии
- крипто
- интервью
- статьи
- 01 авг. 23
«Никто не даст гарантии, что через 10 лет вы сможете использовать свой NFT»: юрист Дмитрий Романов о том, что нужно знать, прежде чем инвестировать
Не только люди, незнакомые с NFT и блокчейном, но и те, кто инвестирует в эту сферу, часто не понимают, как в ней устроены права и что они получают в собственность, когда переводят свои деньги за NFT.
- 1353
- 0
- 3
- рейтинг +113
- подписчики 22
Это статья из нашего цикла о том, как хранятся NFT. В предыдущих статьях мы рассказали о том:
— Где на самом деле хранятся ваши NFT и кто их может забрать
— Как меняет рынок проект Ordinals, который позволяет хранить NFT в сети Bitcoin
«Если хотите совершать операции с NFT, надо обязательно изучать техническую сторону площадки»
— Есть ощущение, что не только люди, незнакомые с NFT и блокчейном, но и те, кто инвестирует в эту сферу, часто не понимают, как в ней устроены права и что они получают в собственность, когда переводят свои деньги за NFT. Давайте поговорим об этом.
— Да, это на самом деле очень серьезный вопрос, потому что NFT, по сути, это уже не только технология, но и некий маркетинговый инструмент. И самая большая проблема, которая касается NFT, — это вопросы, связанные с собственностью, авторством и возможностью использования токена для личных и коммерческих целей.
NFT стоит воспринимать не как имущество как таковое, а как смарт-контракт, который зафиксирован и развернут в соответствующем блокчейне. При помощи этого смарт-контракта определяется адрес хранилища, где находится сам актив. То есть NFT — это просто путь, адрес, который указывает на то, где расположен соответствующий файл. И покупая NFT, мы получаем возможность доступа к активу, который расположен где-то на сервере, в каком-то хранилище.
Здесь есть ряд больших проблем, например, связанных с подлинностью этого актива, то есть принадлежностью его авторства тому лицу, которое его продало. Потому что — ну, собственно говоря, скопировать где-то изображение, развернуть смарт-контракт и продать такой токен — это не проблема. Это, наверное, самая большая уязвимость, которая сейчас свойственна технологии NFT: мы можем с легкостью скопировать абсолютно любой найденный нами файл и выдать его за свой. Первичное авторство, то есть факт создания этого произведения — это очень сложная и труднодоказуемая вещь. Это проблема, которую надо решать через службу поддержки, если это маркетплейс. А если это p2p-торговля, то здесь, к сожалению, можно потерять средства, которые вы заплатили за токен, без возможности вернуть их обратно.
— Как обычно регулируется вопрос с хранилищами? Где обычно хранятся сами файлы, которые, например, представляют собой произведения искусства, картинки или видео? Что будет, если упадет сервер, на котором эти картинки хранятся?
— Технические риски есть. Допустим, в прошлому году, когда началась специальная военная операция, ряд маркетплейсов пытались ограничить возможность совершения сделок для граждан РФ. Ко мне обращались люди, которым маркетплейсы заблокировали доступ к NFT, которые на этих маркетплейсах хранились. Этот вопрос пытались решить в переписке с маркетплейсами, но насколько мне известно, все эти попытки ничем позитивным не обернулись. Люди фактически лишись тех токенов, которые были у них на маркетплейсах.
В случае закрытия файлового хранилища или сервиса тоже возникнут проблемы — есть угроза того, что владелец NFT больше не сможет владеть своим активом. Если файл хранится на сервере и произошли какие-то технические проблемы с этим сервером, это может означать, что восстановить данные будет сложно или невозможно. Поэтому если вы хотите совершать какие-то операции с NFT, то я бы рекомендовал обязательно изучать техническую сторону площадки, где вы собираетесь приобрести токен, и постараться выяснить, а какие есть меры защиты, гарантии того, что файловое хранилище надежно и даст возможность доступа к файлу на протяжении длительного времени.
Такая информация, к сожалению, как правило, трудно изыскивается, поэтому есть необходимость вступать в переписку с маркетплейсом. Да и фактически никто не даст стопроцентной гарантии того, что через год или через десять лет вы получите возможность использовать свой NFT. Это очень большая проблема.
— То есть получается, что мы должны очень доверять площадке, на которой совершаем покупку. Нет ли какого-то механизма создания личной копии, например, произведения искусства, которое мы покупаем как NFT?
— Это самый простой и прагматичный способ, когда речь идет об утилитарных NFT. Например, у вас есть оригинал полотна, к примеру, да Винчи и есть его оцифрованная копия, облеченная в соответствующий NFT. Соответственно, я сразу приобретаю NFT и оригинал самого произведения. Или это может быть музыкальная дорожка, видеофайл — допустим, он передается на флешке: я его забрал — все, я его и храню. Это классная история, когда за NFT есть реальный объект материального мира, представляющий какую-то художественную или культурную ценность.
А когда речь идет, допустим, о клубе скучающих обезьян или каких-то других коллекциях, которые фактически представляют из себя лишь изображения, то за ними фактически с материальной точки зрения ничего не стоит, они ничем не обеспечены. Естественно, это может повлечь определенного рода проблемы для владельца токена. Начиная с того, что ему никто не гарантирует, что ликвидность этого токена сохранится на протяжении определенного временного промежутка. Поэтому моя рекомендация, конечно же, все-таки смотреть в сторону утилитарных токенов, которые реально чем-то обеспечены.
«Как правило, права авторства при продаже не передаются»
— Есть ли дополнительная проблема с файлами большого размера, например видео высокого качества? Ведь на маркетплейсах, как правило, есть ограничения по объему файла, который туда можно загрузить.
— Безусловно, проблема такая есть, потому что, естественно, маркетплейсы искусственно ограничивают объем данных, которые они обрабатывают. Это необходимо чтобы сохранять быстрый доступ и скорость загрузки и скачивания данных. Я не слышал про какие-то маркетплейсы, которые предоставляли бы возможность загружать файлы например, на полтора гигабайта или терабайт. Возможно, это реально в качестве какой-то дополнительной услуги или специального клиентского сервиса.
Эту идею можно докрутить: почему бы не продать токен, который предоставляет возможность получить доступ к физическому хранилищу, где находится флешка или жесткий диск. Допустим, необходимая для доступа информация находится у нотариуса, а продавец зашивает в смарт-контракт данные нотариуса и правомочие любого лица, который предъявит токен на то, чтобы нотариус передал ему данные.
— Креатор может и сам, без посредничества маркетплейса, выступить гарантом сохранности оригинала актива? Например, хранить его где-то у себя на сервере?
— Да, можно придумать и применить абсолютно разные способы, если аудитория им доверяет.
— А насколько покупатель NFT может распоряжаться объектом, к которому привязан токен? Может ли он использовать приобретенную картинку в коммерческих целях или ограничить ее распространение в интернете?
— Ограничить вряд ли удастся. Потому что если NFT выложен на маркетплейсе, то к нему имеет доступ неограниченный круг лиц. Понятно, что каждый из посетителей этого маркетплейса может спокойно скопировать это изображение, как и любой файл, который размещен в сети интернет.
Здесь нужно обращать внимание на то, что какие условия предлагаются покупателю маркетплейсом. Как правило, права авторства, естественно, не передаются. То есть если я создал токен и продаю его на маркетплейсе, я все равно остаюсь автором и могу совершать с этим произведением все что угодно — могу подарить, использовать в коммерческих целях и т.д. Никто не сможет ограничить мое право на использование моего же произведения.
Что касается исключительных прав на использование произведения, то этот момент нужно обязательно изучать в правилах использования маркетплейса и пользовательском соглашении. Маркетплейс может указать, что к покупателю-владельцу токена переходят определенные права, может быть, даже на использование в коммерческих целях. Если же этого нет, а вы использовали произведение в публичной сфере, то автор в случае чего сможет предъявить вам претензии: «Дружок, все, что ты заработал на эксплуатации моего произведения, будь добр, возвращай». Это основание для иска, в том числе на возмещение имущественного ущерба.
Другое дело, что мы же говорим о трансграничных, как правило, отношениях. И хотя есть ряд международных актов, которые определяют особенности использования исключительных и авторских прав, фактически автору сложно будет догнать владельца токена, а владельцу сложно будет догнать автора.
«Пока не появится специальное законодательство, мы не можем называть рынок NFT в России урегулированным»
— А как узнать, владеет ли продавец NFT правами на то, что он продает?
— С технической точки зрения можно посмотреть транзакции, которые совершались с этим NFT. Если мы видим, что токен плавал по разным кошелькам и продавец, допустим, там уже десятый холдер и предлагает мне стать одиннадцатым, то, вероятнее всего, это не автор. То есть если мы приобретаем такой токен, мы должны осознавать, что есть где-то некий другой человек, который когда-то давно этот токен создал. Опять же, стоит изучать, на какой площадке он был создан, какие правила применялись на этой площадке и применяются ли они сейчас. Тут очень много тонкостей, поэтому я бы рекомендовал очень внимательно относиться к этим вопросам и обращаться к экспертам, чтобы оценить риски.
— Есть ли какие-то юридические механизмы, которые позволяют отнять у человека его право собственности на NFT?
— Да, но, конечно же, если речь идет о разных юрисдикциях, то это очень серьезная проблема для судебных споров. Разрешить такие споры — это сложная задача, разрешимая, но требующая времени и средств.
Что же касается возможности конфискации токена — пока я таких примеров в России не видел. Криптовалюта — да, конфисковывается, на нее реально обращается взыскание, и в этом смысле крипта рассматривается как разновидность имущества. Но в отношении NFT пока нет определенности. Хотя, думаю, если постараться, можно убедить суд обратить взыскание и на NFT Но суду сначала нужно объяснить, что NFT — это некий актив, иное имущество.
— Какие вообще перспективы в плане регулирования NFT?
— Это проблемный вопрос. Многие страны пока еще никак крипту не могут зарегулировать. И это спустя 14 лет после появления биткойна. Даже в США до сих пор никак не могут определиться о том, являются ли биткойн или эфир ценными бумагами.
С NFT та же самая ситуация. Немногие страны сейчас пришли к какому-то пониманию, что из себя представляет NFT, как их можно использовать, как регламентировать.
В прошлом году одна из партий внесла в Госдуму проект федерального закона, которым они пытались внести изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ и придать какую-то правовую силу NFT. Проект не был рассмотрен и вообще был рекомендован к снятию с рассмотрения. К сожалению, он не решает тех проблем, которые сейчас стоят перед практикой. Нужны не только поправки к статье 1255 Гражданского кодекса, но и отдельный закон или комплексные поправки в Гражданский кодекс, которые урегулируют оборот NFT.
Пока все сделки, которые сейчас совершаются в России с NFT, не регулируются каким-либо специальным образом законодательством. Да, можно применять какие-то общие конструкции — о договоре купли-продажи, например, или об авторских правах, но пока не появится специальное законодательство, мы не можем называть рынок NFT в России урегулированным.
«Будущее за утилитарными токенами, то есть теми, которые привязаны к конкретным объектам материального мира»
— А за рубежом есть какие-то прорывные практики в этом направлении, страны, где быстрее идут к регулированию?
— Насколько мне известно, в Дубае есть практика регулирования NFT, есть схожая практика в странах Европейского союза. А еще зимой в Китае было принято значимое судебное решение, когда один из судов принял решение относительно NFT о том, что это актив и что можно доказывать, допустим, право владения, право авторства, какие-то иные правомочия владельцев этого токена.
— Интересно, что в плане криптовалют вмешательство государства и попытки регулирования обычно рассматриваются как негативные. С NFT все немножко иначе?
— В этом смысле NFT для государства меньший раздражитель, хотя и это тоже актив, который применяется в сделках. Крипта чаще воспринимается как угроза финансовой системе, банковской системе, поэтому все регуляторы, центральные банки и другие органы власти выступают за то, чтобы как минимум ограничить ее оборот. В этом смысле NFT это проявление блокчейна, которой ну само по себе живет вроде пока, ну и пусть себе живет.
— Какие у вас ощущения сейчас от рынка NFT в целом и его перспектив?
— Думаю, рынок не восстановится до тех рекордов, которые были в 2021 и 2022 году, потому что тогда это был хайп, пузырь, который, собственно говоря, растаял и лопнул. Но, как сейчас говорят многие эксперты, NFT как технология, останется живой.
Будущее, на мой взгляд, за тем, что будет увеличиваться объем утилитарных токенов, то есть тех, которые привязаны к конкретным объектам материального мира. Наверное, они будут обладать большей ценностью, чем просто код, который привязан к какому-нибудь цифровому изображению.
Технология NFT апробирована очень хорошо за эти два-три года, и у государств сейчас формируется некое понимание того, что она может применяться в публичном секторе, публичных услугах. Нас ждет активное использование NFT в государственных сервисах. Поэтому все говорят о том, что мы в ближайшие годы будем переходить на использование soulbound-токенов (SBT), то есть токенов, которые принадлежат только конкретному владельцу и не могут быть отчуждены. Это могут быть все документы, удостоверяющие личность, такие документы, как, допустим, история болезни пациента, личное дело в отделе кадров, ИНН, завещание и пр. Но это все будет возможно только если будут приняты правовые акты, создающие возможность для развития технологии, в том числе в публичном секторе.
Второе — должны быть созданы необходимые технические условия. Чтобы заработали NFT в публичном секторе или в частном, необходимы соответствующие блокчейн-сети. Если государство будет создавать такие возможности, то лет через пять-семь мы будем владеть цифровым паспортом в виде SBT и предъявлять его в своем смартфоне при выезде за пределы Российской Федерации — или удостоверение водителя предъявлять сотруднику ГИБДД.
В остальном же я вижу такое будущее: рынок будет, но он будет небольшим, и будут цениться те коллекции, которые имеют серьезную проработку, интересные смыслы и, главное, какие-то дальнейшие «плюшки», которые могут привлечь комьюнити к покупке этих токенов.
Это статья из нашего цикла о том, как хранятся NFT. В предыдущих статьях мы рассказали о том:
— Где на самом деле хранятся ваши NFT и кто их может забрать
— Как меняет рынок проект Ordinals, который позволяет хранить NFT в сети Bitcoin
- 1353
- 0
- 3