• технологии
  • мнения
  • нейросети
  • статьи
  • 06 мая
  • 196
  • 0
  • 0

Aleph Alpha – ответ Европы на американский OpenAI

Европа стремится иметь собственный Open AI. Европейские политики устали от ситуации, когда они вынуждены заниматься из-за тридевять земель регулированием американских технологических гигантов. Они хотят, чтобы Европа создала свой собственный генеративный искусственный интеллект. Именно поэтому у немца Йонаса Андрулиса так много симпатизантов.

Спросите людей в европейском технологическом секторе, какие компании в области ИИ им интересны, и чаще всего вы услышите о Mistral, французском стартапе, который собрал $100 млн, не выпустив ни одного продукта, и об основанной Андрулисом компании Aleph Alpha, которая продает компаниям и правительствам генеративный искусственный интеллект как услугу. У нее уже тысячи платежеспособных клиентов.

Скептики в отрасли задаются вопросом, сможет ли Aleph Alpha конкурировать с Google и OpenAI, чей ChatGPT положил начало нынешнему буму генеративного искусственного интеллекта. Но многие в Европейском союзе надеются, что компания сумеет противодействовать американскому доминированию в технологии ИИ, которая, как некоторые считают, будет определять характер всей современной эпохи.

ЕС имеет долгую историю конфликтов с американскими технологическими гигантами по вопросам конфиденциальности и безопасности. Одни европейцы считают, что избрание Дональда Трампа продемонстрировало, насколько их ценности расходятся с ценностями их коллег в Вашингтоне. Другие просто не хотят быть пассивными наблюдателями в ситуации, когда на кону стоят такие огромные экономические возможности.

Хотя Андрулис подчеркивает, что его компания не является «националистическим проектом» (в Aleph Alpha работают многочисленные американцы), ему, похоже, нравится играть роль «флагмана европейского ИИ». «Лично я очень заинтересован в том, чтобы помочь Европе внести в технологии искусственного интеллекта вклад, выходящий за рамки банального баннера с cookie-файлами».

Андрулис, которому сейчас 41 год, три года проработал над искусственным интеллектом в Apple. В 2019 году он ушел, чтобы изучить потенциал технологии за пределами рамок крупной корпорации. В Гейдельберге, городе на юго-западе Германии, Андрулис основал Aleph Alpha. Компания приступила к созданию больших языковых моделей – разновидности искусственного интеллекта, который идентифицирует закономерности в человеческом языке, генерируя собственный текст и анализируя гигантские массивы документов. Два года спустя Aleph Alpha привлекла финансирование на сумму в $27 млн. В ноябре 2023 года Aleph Alpha привлекла уже $500 млн в раунде серии B при поддержке Bosch, SAP и Hewlett Packard Enterprise.

Клиенты компании – от банков до государственных учреждений – используют LLM Aleph Alpha для написания финансовых отчетов и кратких изложений сотен страниц данных, а также для создания чат-ботов, которые являются экспертами в вопросах работы конкретных компаний. Андрулис говорит: «Все, чему можно научить стажера, способна сделать наша технология».

По его словам, они стремятся сделать ИИ настраиваемым, чтобы компании-пользователи имели право голоса в вопросах параметров его работы. «Если вы крупный международный банк и хотите иметь «язвительного» и саркастичного чат-бота, я думаю, вы имеете на него полное право», – подчеркивает Андрулис.

Однако он считает LLM лишь трамплином. «Мы создаем общий искусственный интеллект», – говорит Андрулис. Как известно, создание AGI считают своей конечной целью компании, занимающиеся генеративным искусственным интеллектом, подобным человеческому, который можно применять для решения широкого круга задач.

Интерес к Aleph Alpha – число клиентов компании в коммерческих структурах и госорганах превышает 10 тыс. – показывает, что она способна конкурировать или, по крайней мере, сосуществовать с новыми гигантами отрасли, считает Йорг Бинерт, генеральный директор отраслевой группы German AI Association. «Спрос на ее продукты определенно показывает, что есть смысл смысл разрабатывать и поставлять подобные модели в Германии», — говорит он. «Особенно, когда речь идет о правительственных учреждениях, которые хотят иметь решения, разработанные и размещенные в Европе».

В 2022 году Aleph Alpha открыла свой первый дата-центр в Берлине – это позволило повысить качество обслуживания строго регулируемых сфер, таких как государственные учреждения и органы безопасности, которые хотят, чтобы их конфиденциальные данные были гарантированно размещены в Германии. Обеспокоенность вопросом отправки личных данных за границу – лишь одна из причин, по которой важно развивать европейский искусственный интеллект, говорит Бинерт. Но еще, по его словам, важно обеспечить использование ИИ на европейских языках.

Модель Aleph Alpha уже может общаться на немецком, французском, испанском, итальянском и английском языках, а ее обучающие данные включают обширное хранилище многоязычных публичных документов, опубликованных Европейским парламентом. Но не только языки подчеркивают европейское происхождение ИИ Aleph Alpha. Акцент на прозрачности принятия решений – часть усилий по борьбе с проблемой «галлюцинаций» систем ИИ или тенденции выдавать ошибочные утверждения за достоверные.

Андрулис лично демонстрирует, как ИИ Aleph Alpha объясняет свои решения. Когда он просит модель ИИ Aleph Alpha описать главного героя рассказа Лавкрафта «Ужасный старик» («Страшный старик», в других переводах), ИИ отвечает: «Ужасный старик описывается как чрезвычайно слабый – физически и умственно – человек».

Андрулис показывает, что можно кликнуть каждое слово в этом предложении и проследить, что повлияло на решение ИИ использовать именно этот термин. Когда мы наводим курсор на слово «мысленно», ИИ направляет нас к фрагменту текста в рассказе, который повлиял на это решение. Эта функция работает и с изображениями. Когда ИИ описывает изображение заходящего солнца над Гейдельбергом, можно нажать на слово «закат», и ИИ демонстрирует свою работу – заключает в квадрат ту часть изображения, где горизонт переходит в слои красного и желтого цветов.

Даже эксперты по искусственному интеллекту признают, что это инновационные возможности.

Николас Моэс, директор отдела европейского управления ИИ в аналитическом центре «Общество будущего», говорит: «Они начали экспериментировать с такими функциями ИИ, как объяснимость, и это беспрецедентно».

Моэс полагает, что эти функции могут получить более широкое распространение после того, как ЕС примет Закон об искусственном интеллекте, который, как ожидается, будет включать требования прозрачности. Торговые организации, в том числе Немецкая ассоциация искусственного интеллекта, жалуются, что слишком многочисленные и обременительные правила могут замедлить усилия по созданию европейских гигантов искусственного интеллекта, вынуждая стартапы концентрироваться на соблюдении новых правил, а не на инновациях.

Но Моэс утверждает, что ужесточение правил поможет европейским компаниям создавать более качественные продукты и прийти в итоге к стандарту качества, повторяя в этом смысле путь других жестко регулируемых европейских отраслей. «Причина конкурентоспособности немецких автомобилей заключается в том, что применяется изощренный процесс тестирования», – говорит он.

Однако, несмотря на высокую объяснимость Aleph Alpha, пока неясно, достаточно ли развита ее базовая технология, чтобы оправдать надежды Европы на создание собственного ИИ-гиганта.

«Любой, кто имел дело с широким спектром языковых моделей, замечает, что Aleph Alpha – не самая лучшая из них», – говорит Моэс.

По словам Маттиаса Плапперта – он четыре года работал исследователем в OpenAI, а сейчас занимается консультированием по вопросам искусственного интеллекта в Берлине – в рамках стандартизированнных тестов, которые компании используют для доказательства эффективности новых моделей ИИ, результаты Aleph Alpha уступают показателям ее американских конкурентов.

«Люди хотят видеть успех модели Aleph Alpha, потому что есть запрос на европейского чемпиона», – говорит он. «Но я думаю, что преимущества этой компании перед конкурентами преувеличены».

Многие европейцы убеждены, что им нужен мощный инструмент, способный конкурировать с аналогами, и не только по экономическим причинам. Представители индустрии ИИ в ЕС считают, что европейские компании, вероятно, будут более чувствительны к таким вопросам, как конфиденциальность и дискриминация, чем их коллеги в США.

Когда вы спрашиваете европейцев, почему они не могут смириться с использованием искусственного интеллекта американского производства, снова и снова в дискуссиях такого рода всплывает довольно расплывчатое выражение «европейские ценности».

Отвечая на вопрос, что это понятие означает лично для него, руководитель Aleph Alpha вспоминает эпизод, когда в 2017 году социальная сеть Facebook * запретила публикацию изображения знаменитой скульптуры Давида работы Микеланджело (в настоящее время соцсеть разрешает демонстрировать картины и скульптуры, изображающие наготу). «Европейским ценностям такой запрет не отвечает», – поясняет Андрулис.

Однако, говорит он, не его дело – решать, как европейские ценности следует внедрять в ИИ. «Моя задача – создавать совершенные, прозрачные и контролируемые технологии».

* Принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

  • 196
  • 0
  • 0

0

0 комментариев