Стоит признать: некогда самое хайповое явление в мире цифровых активов, NFT – виртуальные активы, право собственности на которые подтверждено блокчейном Ethereum – во многом утратили свою былую привлекательность. Согласно недавнему отчету dappGambl, раньше их ценили даже такие «звезды», как Мадонна и Снуп Догг, но в октябре 2023 года стоимость транзакций NFT (предметов искусства, виртуальной недвижимости, мемов, видео, GIF-файлов и т. д.) достигла самой низкой отметки с момента пика рынка в январе 2022 года.
- технологии
- хайп
- мода
- статьи
- 22 июл. 24
Что ждет рынок NFT в 2024 году?
После падения популярности NFT снова рассчитывают набрать обороты, но на этот раз на смену уникальным броским анимациям может прийти осторожный корпоративный подход.
- 998
- 0
- 0
- рейтинг +11
- подписчики 4
Почему случилось это падение? Свою роль сыграл первоначальный ажиотаж, взвинтивший цены до заоблачных высот. В марте 2021 года Christie's продал картину Beeple «Everydays: The First 5000 Days» за $69,3 млн, а в декабре того же года целых 28 983 коллекционера объединились, чтобы купить «Слияние» Пака за $91,8 млн. Но такие цифры оказались неустойчивыми. По словам Альфредо Крамеротти и Ауронда Скалера, кураторов Art Dubai Digital 2024, цены NFT «испытывали огромные колебания, во многом из-за первоначального ажиотажа и спекулятивного характера рынка». Поэтому коррекция была неизбежна.
Стоимость криптовалют также значительно упала: мировой рынок криптовалют стоит примерно треть того, что стоил раньше. Крах криптовалютной биржи FTX и хедж-фонда Alameda Research в ноябре прошлого года тоже внес свою негативную лепту.
«Если мы говорим об искусстве, которое затрагивает социальные, культурные или критические проблемы своего времени, с оригинальным языком и четкой перспективой – искусстве, которое мы, как кураторы, исследуем и помогаем сохранять его произведения для государственных и частных коллекций – то большая часть произведений, связанных с шумихой вокруг NFT, были довольно далеки от этих стандартов», – говорят Крамеротти и Скалера, которые работают с искусством и передовыми технологиями (AxAT).
Эти технологии включают виртуальную реальность, дополненную реальность, смешанную или расширенную реальность, иммерсивное искусство, генеративное искусство искусственного интеллекта, творческое кодирование, анимацию и цифровое движущееся изображение.
Крамеротти и Скалера уточняют: «Рынок наводнили невероятным количеством NFT благодаря относительно быстрому процессу их производства и коммерциализации, что еще больше снизило ценность этих произведений искусства. Сравните процесс создания NFT с классической художественной школой: мастерская художника – личное пространство художника – маленькая галерея – индивидуальный коллекционер – большая галерея – институциональный коллекционер – аукционный дом. До сих пор это стандартный маршрут для большинство современных художников; неудивительно, что многие захотели его сократить».
В этом году Art Dubai пройдет с 1 по 3 марта в Madinat Jumeirah, и Art Dubai Digital станет одним из разделов ярмарки. Под лозунгом «Расширение | Diffusion» этот раздел попытается «измерить температуру» цифровых художественных практик по всему миру. С акцентом на искусство и передовые технологии (AxAT), он также будет охватывать измерение, которое организаторы определяют неологизмом phygital – это «смесь цифрового и физического, виртуального и аналогового, экранного и пространственного». Art Dubai Digital включит в себя такие работы, как «Космические лучи» Мелиссы Видеррехт и «Рефлективное путешествие» Ширина Абединирада.
Что это означает для NFT? Для Крамеротти и Скалера важно различать спекулятивный аспект рынка и подлинный потенциал NFT в мире искусства.
«Существует большой потенциал жизнеспособного долгосрочного рынка искусства NFT, особенно для художников, которым есть что сказать, которые реагируют своим творчеством на эпоху и влияют на культуру, а не просто представляют культуру; для людей, которые четко понимают, что они делают и как они хотят это выразить, с мощной поддержкой со стороны коллег и других профессионалов».
Кураторы продолжают: «И есть еще больший потенциал для коллекционеров – государственных или частных – которые искренне интересуются искусством этих художников. Короче говоря, NFT могут предоставить творцам новые способы монетизации их работы и непосредственного взаимодействия с аудиторией (хотя, вероятно, речь не идет о том, чтобы полностью быть «вне системы», как это предполагалось на пике ажиотажа). Кроме того, они могут гарантировать коллекционерам прозрачность и точность с точки зрения подлинности, происхождения, состояния, цен, дилеров и транзакций».
Что же следует искать коллекционерам такого нового NFT-искусства? Прежде всего, художников и проекты, которые они искренне ценят. Художников, которых что-то волнуют в вашем внутреннем мире; которые подвергают сомнению ваши убеждения, ставят сложные вопросы и в то же время используют для этого изощренную эстетику и подходы.
NFT следует рассматривать как способ связи с миром цифрового и современного искусства и художниками, а не как возможность быстрого инвестирования. Не больше и не меньше, чем любое другое художественное средство или формат: живопись, скульптура, кино, перформанс, фотография, инсталляция, AxAT и так далее. NFT может прекрасно окупиться в качестве инвестиции, но важно подходить к этой сфере с открытостью, любопытством, и признательностью: в конце концов, искусство – это то, что делает нас людьми.
Другим направлением развития NFT-индустрии в 2024 году может стать тренд, противоположный цифровому эксклюзивному искусству для избранных. NFT могут стать основным драйвером внедрения Web3, но успешные проекты будут сильно отличаться от того, что мы видели в прошлом.
Многие из новых продуктов будут производиться в больших количествах и продаваться по более доступным ценам, ориентируясь на более широкий потребительский рынок. Они будут направлены на прямое создание стоимости, а не на спекуляции. И многие будут приобретать и использовать эти цифровые активы, даже не осознавая, что они функционируют на базе криптографии.
Мы уже видели эксперименты с массовыми NFT в качестве цифровых предметов коллекционирования от компаний Nike, Reddit и Starbucks. Свой NFT выпустил даже бывший (и, возможно, будущий) президент США Дональд Трамп. Аналогичным образом, NFT-нативные бренды – Pudgy Penguins , Cool Cats и Kitaro Studios – создали «phygital»: физические продукты, которые поставляется в связке с NFT, либо напрямую, либо через код подтверждения заявки, и доставляются в физические торговые точки. Параллельно и крупные игроки, такие как Ticketmaster, и новички, такие как Tokenproof и YellowHeart, тестировали использование NFT в билетах на мероприятия, клубных картах и в других сценариях взаимодействия с фанатами.
Подобные продукты дают возможность потребителям, которые не знакомы с NFT, возможность ощутить «цифровое владение». Обычно их продают по ценам, которые можно назвать «нормальными» потребительскими ценами: билеты стоят столько, сколько они обычно и стоят; phygital («физически-цифровые») цены обычно сопоставимы со стоимостью физических объектов.
Если ранние NFT требовали от пользователей умения ориентироваться в сложных кошельках с кастодиальным хранением, «массовые» NFT часто «обернуты» в дизайн платформы, которая сама задействует базовую технологию блокчейна в системе частично или полностью кастодиальных кошельков. Однако это не мешает потребителям получать пользу от токенов и интегрировать их в свою цифровую идентичность в социальных сетях и на других платформах. При желании пользователи могут участвовать в более широкой экосистеме NFT и даже передавать свои фирменные NFT на самостоятельное хранение.
Между тем, повышение доступности цифровых активов – как с технологической точки зрения, так и с точки зрения цены – значительно расширяет потенциальный рынок и обеспечивает основу, на которую могут опираться бренды.
NFT позволяют компании или создателю извлечь выгоду из возможностей децентрализованного создания ценности, превращая клиентов в сообщество: сам актив создает сеть, связывающe. владельцев с брендом и друг с другом; в то же время право собственности стимулирует потребителей делиться брендом с другими и помогать в его создании.
Например, участники Starbucks Odyssey создали целые сторонние веб-сайты, посвященные программе, и организовали неофициальные встречи и мероприятия без прямого участия Starbucks. Это схема распространилось и на цифровую сферу, поскольку участники создали свои собственные групповые чаты с друзьями с общедоступного сервера Starbucks. Это означает, что члены сообщества, которые не познакомились бы без этих NFT, теперь постоянно остаются на связи в цифровом и физическом мирах.
Такая модель может быть одинаково эффективной как для малого бизнеса и индивидуальных авторов, так и для крупных компаний. Но лучше всего она работает, когда сообщество способно быть широким и расти.
Чтобы такой бренд, как Starbucks или Nike, мог получить максимальную отдачу от своих NFT-продуктов, они должны иметь возможность донести эти продукты до всей своей глобальной клиентской базы. И наоборот, всякий раз, когда клиент хочет стать частью цифровой экосистемы бренда, он должен иметь такую возможность.
Это означает, что более доступные продукты NFT, которые мы наблюдаем, – это не просто эксперименты, а будущее. Можно ожидать, что в 2024 году бренды станут «большими» благодаря «маленьким» NFT. И в процессе они привлекут в эту сферу массу новых потребителей.
- 998
- 0
- 0