Метавселенная, которую называют следующей эволюцией Интернета, представляет собой огромное интерактивное виртуальное пространство. Но кто контролирует и правит этим пространством?
В этой статье мы разберемся, кто создает и контролирует метавселенные и возможна ли там настоящая децентрализация.
Такие технологические гиганты, как Microsoft и Meta, работают над созданием технологий, связанных с взаимодействием с виртуальными мирами, но они не единственные. Многие другие крупные компании, в том числе Nvidia, Unity, Roblox и даже Snap, а также множество небольших компаний и стартапов, создают инфраструктуру для создания более совершенных виртуальных миров, более точно имитирующих нашу физическую жизнь.
Метавселенная уже здесь. И уже давно. Нет, она выглядит не так, как в кино, и в ней нет людей, которые носят гарнитуры или очки дополненной реальности (AR) в офисе. Пока это не похоже на фильм «Первому игроку приготовится», но мы уже имеем зачатки этих миров.
Для начала давайте дадим определение метавселенной, чтобы понимать, о чем мы вообще говорим.
Что такое метавселенная
В широком смысле к технологиям, которые обычно имеют в виду, говоря о «метавселенной», можно отнести виртуальную реальность, которая продолжает существовать даже тогда, когда вы не играете, а также дополненную реальность, сочетающую в себе аспекты цифрового и физического миров. Однако для этого не требуется, чтобы доступ к этим пространствам осуществлялся исключительно с помощью VR или AR. Виртуальные миры — например, такие, как игра Fortnite, доступ к которой можно получить с помощью ПК, игровых приставок и даже телефонов, —стали также называть «метавселенной».
Многие компании, вставшие на путь метавселенной, также представляют себе некую новую цифровую экономику. В ее рамках пользователи могут создавать, покупать и продавать товары. В наиболее идеалистических представлениях миры разных метавселенных будут совместимы. То есть виртуальные предметы можно будет переносить из одной платформы на другую.
В эту концепцию отлично вписывается технология NFT. И многие разработчики уже работают над тем, чтобы предметы или аватары могли использоваться в нескольких играх. Но это сложнее, чем кажется.
Вначале можно ожидать появления нескольких метавселенных, контролируемых отдельными организациями, например, метавселенная Apple. Но со временем они должны слиться в единую взаимодействующую, но, возможно, не полностью интегрированную экосистему виртуальной или смешанной реальности.
Поскольку в настоящее время метавселенные представляют собой в лучшем случае фрагментарную возможность, чем осязаемую виртуальную реальность, трудно сказать, кому она принадлежит.
Правда ли метавселенная децентрализована
В Web 1.0 пользователи были в первую очередь потребителями контента, получая доступ к информации через открытые сети. С появлением Web 2.0 пользователи также смогли стать создателями контента, однако большая часть информации была закрыта от широкой публики за платформами социальных сетей и другими централизованными приложениями, такими как Google и Amazon. Если для Web 1.0 характерна информация, то отличительными чертами Web 2.0 стали пользовательские данные и реклама. В Web3 мы ожидаем полное владение контента его создателями, то есть децентрализации.
Получается, метавселенная, как часть Web3, децентрализована. И да, и нет. Отдельные компоненты, составляющие метавселенную, в значительной степени децентрализованы: блокчейн, криптовалюта, NFT и смарт-контракты.
Однако в настоящее время метавселенная представляет собой ряд разрозненных платформ, начиная от социальных платформ, таких как Decentraland и Sandbox, и заканчивая игровыми платформами, такими как Roblox и Fortnite. Взаимодействия между ними практически никакого:
отдельные профили и аватары для каждой платформы
нет импорта цифровых активов (например, костюмы и скины) с одной платформы на другую
нельзя обменивать валюту с одной платформы на другую
В этом ключе метавселенные имеют больше признаков Web2. Кто же тогда владеет базами данных этих миров?
По мнению Лиз Харкави, Эдди Лаззарина и Арианны Симпсон из криптоинвестиционного подразделения a16z компании Andreessen Horowitz, открытая метаверсия должна:
быть композитной и децентрализованной
приносить пользу пользователям, а не только платформам
Ребята из a16z описывают идеальную модель метавселенной. Для этого потребуется ряд функций, которые большинство крупных технологических компаний, возможно, не готовы предоставить. Например, право владеть цифровыми активами, а не только арендовать их. Еще более нежелательную идею о том, что пользователи, а не провайдеры, должны владеть своими данными, техногиганты старательно отвергают.
Кто может контролировать метавселенную
Итак, мы имеем 3 предположительные версии метавселенных.
Централизованный мир
Характеризуется наличием нескольких «смотрителей», которые ограничивают доступ пользователей к своей миру, практически не интегрируясь с другими метавселенными. Например, компания Meta (бывшая Facebook) вкладывает значительные средства в создание гегемонии метавселенной, в которой все действия и транзакции происходят в стенах огромных виртуальных королевств", и где компания может установить контроль над поставщиками и продуктами.
Децентрализованный мир
Представляет собой своего рода «децентрализованную утопию», где пользователи могут беспрепятственно переходить из одной метавселенной в другую. Переносить с собой все данные профиля и цифровые активы. Настоящая метавселенная требует собственной экономики и криптовалют, где стоимость может быть заработана, потрачена, одолжена, взята в долг или инвестирована взаимозаменяемо как в физическом, так и в виртуальном смысле. И, что самое главное, без необходимости создания правительства.
Децентрализованная версия метавселенной не принадлежит и не контролируется какой-либо одной организацией. Это коллективное пространство, создаваемое и формируемое пользователями, позволяющее им владеть виртуальной землей и заниматься различными активностями.
Комбинация подходов
Эти две первые возможности, как представляется, находятся на противоположных концах одного спектра — закрытого и централизованного, с одной стороны, и открытого и децентрализованного — с другой. Третья путь, возможно, наиболее реалистичный, представляет собой нечто среднее между этими двумя вариантами. В случае если «смотрители» установят контроль над метавселенной, возможно, появятся другие посредники, которые сделают метавселенную свободной от надзирателей.
Интернет распространился по всему миру, потому что он никому не принадлежал. Базовые протоколы были открыты для всех желающих, и многие компании успешно использовали эту основу для предоставления уникальных услуг, которые принесли миллиарды долларов.
С другой стороны, метавселенная разрабатывается крупнейшими технологическими компаниями. В немалой степени для того, чтобы получить прибыль от своих инвестиций. Это понятно, но это ограничивает их возможности по вовлечению пользователей в открытую, продуктивную, увлекательную и, в конечном счете, приятную среду.
Но технологическая индустрия не может не быть инновационной. Если пользователям будет «душно» в стенах корпоративных метавселенных, они уйдут в поисках более приятного опыта. И, скорее всего, создадут свои собственные миры.