• технологии
  • искусство
  • культура
  • статьи
  • 06 сент. 23

Искусство технологий и технологии искусства

В центре нашего внимания не только NFT, но и другие феномены актуального культурного процесса. В тексте представлен обзор применения передовых технологий в творчестве современных художников.

  • 686
  • 0
  • 0
Lev Shusharichev
  • рейтинг +2
  • подписчики 0

Как устроены отношения искусства и технологий

Эти два вида интеллектуальной деятельности всегда были тесно связаны. С момента, когда первые люди начали использовать инструменты для создания рисунков на стенах пещер, технологии стали неотъемлемой частью художественного процесса. Каждое новое открытие лишь расширяло арсенал творцов. Именно поэтому живопись, скульптура и архитектура в Античности воспринимались скорее как ремесло. Греческое слово «технэ» переводится как искусство, мастерство, умение. Им обозначали создание произведения искусства с помощью инструмента.

На более поздних исторических этапах влияние технологии еще более очевидно. Например, изобретение масляных красок меняет живопись в эпоху Возрождения. А достижения физиков в разделе оптики позволили художникам ввести в свои полотна перспективу и добиться их реалистичности. Эти революционные изменения не могли бы произойти только лишь благодаря деятелям искусства, их подготовил технический прогресс.

В 19 веке происходит качественное изменение. Технологические новшество не просто используются как инструменты, а порождают новые виды искусства: фотографию и кино. Изначально они были придуманы как средства фиксации, но очень быстро художники переосмыслили их возможности. Это повлияло на модернистские течения: дадаисты изобрели коллаж, сюрреалисты начали снимать фотографию и кино, благодаря фотофиксации движения появились футуристская динамическая живопись и скульптура.

Активная промышленная революция побудила художников не только использовать новые инструменты, но и присмотреться к машинам как предмету для изображения. Паровозы становятся героями полотен романистов и импрессионистов. Уже в начале 20 столетия машинная эстетика будет распространятся в разных течениях, например в конструктивизме.

20 век стал революционным не только из-за того, какие открытия были совершены. Новые технические средства стали принципиально более доступными повсеместно. Интеграция искусства и технологии вышла на следующий уровень. Возник новый феномен, который можно обобщенно назвать технологическое искусство или Science Art. Это пласт явлений, в которых технология стала основой художественных произведений и ее главным содержанием. Художники этого направления представляют передовые разработки в спектакулярных инсталляциях и перформансах. Их работы раздвигают рамки привычного, ставят практические и этические вопросы, тем самым давая новый импульс развития науки.

Science Art – это большой пласт современного искусства, который продолжает развиваться. В данной статье мы в первом приближении рассмотрим ключевые подвиды этого течения. При этом их сложно разграничить, так как художники часто комбинируют методы, заходят на территории друг друга.

Кинетическое искусство

Кинетическое искусство – это жанр, в котором произведения создаются с использованием движения. Кинетическое искусство возникло как ответ на новую, наполненную механизмами, реальность. Появление автомобилей, самолетов, увеличение скорости, с которой перемещается человек, побудило художников искать средства не только изображать движение, а заставить свои произведения двигаться.

Первопроходцем этого направления считается Александр Калдер, который в 1930-е годы начал создавать «мобили», арт-объекты, приводимые в движение при помощи мотора. Параллельно кинетические объекты стали появляться в разных авангардных течениях. При этом движение не всегда достигается при помощи технических средств, часто задействуется сила ветра.

В контексте этой статьи, более интересны опыты с машинами. Поэтому стоит обратить внимание на творчества Жана Тенгли, он известен своими скульптурами, которые самостоятельно двигаются и меняются во времени. Одно из его самых знаменитых произведений – «Мета-Матик №17» (1959), автоматическая машина, которая может создавать свои собственные рисунки. У это устройства нет сознания, графическое произведение создается механическим движением. Но уже этим жестом художник ставит важный вопрос о творчестве машин и об авторстве.

Роботическое искусство

От машин недалеко до роботов, которые также нашли свое место в творческой среде. Во второй половине XX века сформировался жанр роботическое искусство, в котором художники используют автономные механизированные агенты, роботы или роботические системы. Авторы этого направления исследуют возможности роботов, поведение и реакции человека во взаимодействии с ними. Художники воображают мир (анти)утопий, представляют разные типы отношений между машинами и человечеством. Поэтому произведения принимают разные формы, от инсталляций до перформансов.

Один из первых художников, который начал экспериментировать с роботами, был Стеларк. Он размышляет в контексте философской доктрины трансгуманизма, как технологии могут усилить человеческое тело. В своих эксперимента он дошел до того, что сконструировал шестиногий аппарат, усиленный пневматическим приводом. С помощью него он воплотил перформанс «Экзоскелет» (2013), представив фантасмагорическую картину симбиоза человека и машины.

Дуэт художников Луи-Филипп Демер и Билл Ворн один из суперзвезд роботического искусства. Часто они создают перформансы, в которых исследуют разные типы взаимоотношений человека и машины. Последней яркой их работой стал перформанс «Инферно» (2015), в которых зрители заключали в экзоскелеты, которыми они не могли управлять, а работы заставлял человека двигаться определенным образом.

Художник Кен Риналдо известен своими инсталляциями, в которых роботы становятся главными героями. Одно из его произведений, «Autopoiesis» (2000), представляет собой группу автономных роботов, которые взаимодействуют друг с другом и с зрителями.

Интерактивное искусство

В фокусе интерактивных произведений – взаимодействие со зрителем. Поэтому эстетика других элементов отходит на дальний план. Интерактивность может достигаться и без технических средств, а художник иначе вовлекать зрителя участвовать. Но эти практики получили развитие именно благодаря цифровым технологиям. Они дали возможность создавать интерфейсы, которые реагируют на действия человека. Принципы интерактивного искусства формировались в 1960 годы вслед за развитием концепции социальной психологии.

Один из пионеров интерактивного искусства Вуди Васулка в 1990 году представил инсталляцию «The Theater for Hybrid Automata». Она состояла из серии проекций, световых прожекторов, движущихся камер и музыкального инструмента «Lightning», Зрители могли влиять на демонстрируемое изображение, произнося слова в микрофон. Благодаря технологии по распознаванию речи, они трансформировались в изображения и звуки. Примером могут служить работы художника Рафаэля Лозано-Хеммера. В работе «Pulse Room» (2006) зрители взаимодействуют с установкой, подключаясь к датчику пульса, который затем преобразует их сердечный ритм в мигающие световые лампы.

Вуди Васулка. The Theater for Hybrid Automata. 1990. Источник: 235media
Вуди Васулка. The Theater for Hybrid Automata. 1990. Источник: 235media

Генеративное и алгоритмическое искусство

Художник генеративного искусства использует алгоритмы для создания произведений. По сути работой художника является программа, которая уже становится автором художественных работ. Так переосмысляется творчество как функция, присущая только человеческому мышлению. Ставятся под вопрос понятия автора, критерии оригинальности. Генеративное искусство характеризует напряжение между контролем художника и свободой алгоритма, случайностью создаваемых форм и выбором среди них.

Генеративное искусство появляется в 1960 годы вместе с компьютерами. Художники и программисты создавали алгоритмы, которые могут продуцировать абстрактную графику. Компьютер предлагает множество комбинаций, художник выбирает самые выразительные. Художник Манфред Мор стал одним из первопроходцев этого направления. Он создает компьютерные алгоритмы, которые продуцируют сложные геометрические формы. Мор дает им разные «задания», которые воплощаются в серии изображений, потом они выводятся на печать. Иногда художники идут дальше и снабжают свои программы роботическим дополнением, которое позволяет алгоритмам творить и в физической реальности. Примером тому может стать многолетнее «сотрудничество» художника Харольда Коэна и его программы «Аарон».

В последние несколько лет генеративное искусство получило новый импульс, в связи с распространением технологии NFT и появлению доступных нейросетей. Благодаря первому новшеству стали создаваться платформы, на которых покупатель искусства может сам генерировать уникальный арт, который придет ему в виде токена. Первым примером стал алгоритм Autoglyphs. А благодаря нейросетям художникам стали доступны не только абстрактные узоры, а гораздо большее широкий спектр выразительности.

Сетевое искусство

Сетевое искусство или нет-арт использует интернет как средство для создания и распространения произведений. Речь идет не просто о картинке или документации, размещенных в сети, а именно о произведении, которое создано специально для интернета. Нет-арт отличает принципиальная демократичность, произведения рассчитаны на коммуникацию с максимальным количеством пользователей, поэтому их практически невозможно коммерциализировать. При этом сетевое искусство очень синтетично. Оно существует в диапазоне от произведений, представляющих эстетику гиперссылок, браузера и других элементов интернета до сложного интерактивного сторителлинга.

Художница Олия Лиалина известна своими работами, созданными с использованием веб-технологий. Ее проект «My Boyfriend Came Back From The War» (1996) – это интерактивная веб-история, которая использует гипертекст и мультимедиа для создания нелинейного повествования. Художник Марк Америка также активно использует интернет в своем творчестве. Он создает интерактивные произведения искусства, которые исследуют взаимосвязь между технологией, обществом и идентичностью. Но при этом он исследуют и визуальную сторону интернета, например, продвигает глитч-арт, который создается в результате сбоев в загрузке страниц.

Технобиологическое искусство или био-арт

Художники, работающие в области био-арта, активно применяют методы биотехнологии, биоинформатики и генетики для модификации организмов. Био-арт часто выступает в роли критика научных исследований, проводимых в лабораторных условиях. Этот вид искусства ставит под вопрос этические, социальные и философские аспекты, связанные с переосмыслением понятий жизни и эволюции в контексте использования технологических средств.

Многие произведения био-арта отражают проблемы, связанные с современными концепциями трансгуманизма, постгуманизма и экологического мышления. Художники, такие как Орон Кац и Ионат Зур, используют биотехнологии для создания живых произведений искусства. В их проекте «Victimless Leather» (2004), они вырастили миниатюрный «куртку» из живых клеток кожи в лаборатории.

Художники совмещают множество технологий в одной работы. Художественная группа «18 Apples» создала инсталляцию «Metabol.A.I.» (2017). Искусственный интеллект анализирует структуры, которые создают микроорганизмы и на их основе генерирует собственные орнаменты. После этого специальный 3d принтер печатает их, используя в качестве материала бактерии, который дальше начинают «обживать» этот паттерн. Кто автор этой работы: художник, ИИ, принтерт или бактерии?

В авангарде: какие технологии будут использовать художники завтрашнего дня?

В этом обзоре представлена малая толика примеров технологического искусства. Направление продолжает развиваться параллельно активному научному прогрессу. Очевидно, что в будущем художники будут продолжать использовать новые технологии для создания произведений искусства. Технологии завтрашнего дня будут определять и искусство будущего. Но сейчас можно предположить, что мы увидим еще больше работ, созданных с использованием искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, а также биотехнологий.

  • 686
  • 0
  • 0