Исследование халвинга биткоина: обратный отсчет до 2024 года
Возникает соблазн рассматривать халвинг как катализатор роста стоимости биткоина, однако анализ показывает, что ситуация не настолько черно-белая и есть нюансы.
В стремительно развивающемся мире криптовалют биткоин был первопроходцем, который с момента своего создания в 2009 году не перестает поражать воображение инвесторов, специалистов по технологиям и широкой публики.
BTC отличается от традиционных фиатных валют ограниченным количеством монет (21 миллион) и уникальным процессом управления динамикой предложения, известным как «уполовинивание» или «халвинг». Будучи дефляционным активом, биткоин в значительной степени напоминает редкие товары.
В мае 2024 года нас ждет очередной халвинг биткоина. В преддверии этого события мы рассмотрим его влияние на экосистему BTC и долгосрочные перспективы биткоина.
Кроме того, мы проанализируем влияние на цену биткоина, которое оказывают события, связанные с халвингом: изменения в модели Stock-to-Flow, давление избыточного предложения и макроэкономические факторы.
Халвинг и историческое ценовое действие
Новые биткоины генерируются с помощью процесса, известного как майнинг, в ходе которого компьютеры решают вычислительно интенсивные задачи для получения вознаграждения за блоки. Денежно-кредитная политика биткоина по своей сути является дефляционной: примерно каждые четыре года вознаграждение за майнинг уменьшается вдвое, что вдвое замедляет создание новых монет.
Халвинг призван контролировать инфляцию и обеспечивать стабильное и предсказуемое предложение биткоинов. Такая модель резко контрастирует с обычными бумажными валютами, эмитенты которых, центральные банки, могут непредсказуемо изменять денежную массу. Сочетание фиксированного совокупного предложения биткоина и снижения скорости его создания порождает дефицит, который, как полагают отдельные аналитики, со временем может привести к росту его стоимости.
Похоже, что графики подтверждают: исторически, цена биткоина последовательно росла в течение нескольких месяцев после каждого халвинга.
Казалось бы, такая ситуация опровергает гипотезу эффективных рынков, согласно которой вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг или, в нашем случае, криптовалюты. Почему бы участникам рынка не предвидеть и не оценить в полной мере настолько широко освещаемое событие. Есть множество объяснений тому, почему этого не происходит.
Stock-to-Flow
Одной из схем, позволяющих понять, как халвинг биткоина может повлиять на его цену, является модель Stock-to-Flow (S2F). S2F – это инструмент для количественной оценки «дефицита» конкретного ресурса, который широко применяется к таким товарам, как золото и серебро. Вот как это работает:
Запас (Stock): «Запас» в модели « Stock-to-Flow» относится к общему доступному предложению товара. Для биткоина это будут все биткоины, которые были добыты и в настоящее время находятся в обращении.
Поток (Flow): «Поток» – это объем новых поставок, добавляемых к запасам или поставкам за определенный период времени. Для биткоина поток – это количество новых биткоинов, добываемых и выпускаемых в обращение.
Коэффициент запаса к потоку: коэффициент S2F рассчитывается путем деления запаса на поток. Это дает показатель уровня дефицита; чем выше коэффициент S2F, тем скуднее ресурс. Например, золото имеет высокий коэффициент S2F, поскольку его предложение (запас) велико, а его добыча («поток») осуществляется относительно медленно.
В контексте биткоина модель S2F становится особенно интересной из-за событий, связанных с халвингом. Каждый раз вознаграждение за майнинг нового блока уменьшается вдвое. Это фактически сокращает «поток» новых биткоинов вдвое, что при прочих равных условиях удваивает соотношение S2F и увеличивает дефицит биткоинов.
Модель Stock-to-Flow предлагает простой и количественный способ оценки дефицита биткоина. Учитывая количество доступных в настоящее время биткоинов и скорость создания новых, модель позволяет получить отчетливое представление о том, насколько «дефицитным» является биткоин в любой момент времени.
Исторические данные, похоже, подтверждают эту модель, поскольку существует общая корреляция между ценой биткоина и моделью S2F. По мере увеличения этого соотношения, которое обычно указывает на увеличение дефицита, цена имеет тенденцию к росту.
Несмотря на свои достоинства, модель Stock-to-Flow имеет ряд ограничений.
Во-первых, она основана на допущении, что основным фактором, определяющим цену биткоина, является дефицит. Это не всегда соответствует действительности, поскольку на цену также влияют и многие другие факторы: спрос, настроения рынка, технологические достижения и глобальные экономические условия. Еще один потенциальный изъян модели S2F – ее зависимость от относительно короткой истории биткоина.
Биткоин пережил всего несколько халвингов: это означает, что модель экстраполирует на основе небольшого набора данных; корреляция, наблюдаемая между соотношением S2F и ценой биткоина, не обязательно сохранится в будущем.
Наконец, самая большая проблема модели S2F заключается в том, что она предполагает, будто бы рынок полностью осознает изменения в дефиците биткоинов и реагирует на них. Тем не менее, о выпуске биткоинов уже известно с момента их создания; допущение, что цена следует за дефицитом, если дефицит известен заранее, лишено смысла.
Хотя модель Stock-to-Flow отчасти позволяет оценить дефицит биткоина, ее не стоит использовать изолированно от других способов оценки. Это один из многих инструментов, и инвесторы, пытаясь предсказать цену BTC, должны использовать широкий спектр моделей.
Взгляд майнера
Одна из теорий, которая предполагает, что сокращение вознаграждения за майнинг оптимально для биткоина, основана на представлении, согласно которому после халвинга уменьшается избыточное предложение.
Поскольку майнерам необходимо покрывать операционные расходы, они вынуждены продавать определенное количество полученного за день вознаграждения. Это обстоятельство приводит к постоянному потенциальному наплыву предложений на продажу, который должен быть поглощен рынком. Однако в случае халвинга число биткоинов, которые можно продать, уменьшается, поскольку количество добываемых биткоинов сокращается. Как эта теория соотносится с реальностью?
Мы провели регрессионный анализ с использованием сетевых и рыночных данных, чтобы определить влияние продаж майнеров на цену. Мы использовали процентное изменение цены в качестве зависимой переменной и активность майнеров по продаже биткоинов относительно спотового объема биткоинов, чтобы увидеть, существует ли связь между тем, сколько биткоинов продали майнеры, и изменением цены.
Интересно, что исторические данные с 1 января 2016 года по 1 мая 2023 года, как показано на графике выше, свидетельствуют, что даже когда количество биткоинов, проданных майнерами, превышает 1% от общего спотового объема в этот день, мы не видим статистически значимого влияние на цену. Эти результаты бросают вызов существующей парадигме, предполагая, что влияние халвинга на цену биткоина из-за давления со стороны майнеров, возможно, преувеличено.
Макровлияние
Что можно сказать о макроэкономических факторах, связанных с халвингом? Хотя внутренняя динамика биткоина важна, стоит также учитывать более широкий экономический контекст. Макроэкономические факторы, включая глобальную экономическую волатильность и изменения в денежно-кредитной политике, могут оказать существенное влияние на цену биткоина. Ниже мы детально рассмотрим каждый из них.
Халвинг 28 ноября 2012 года
На фоне европейского долгового кризиса биткоин привлек к себе внимание общественности в качестве альтернативного средства сбережения. Возможность либо справиться с кризисом, либо допустить его эскалацию имела серьезные последствия для траектории глобальной экономики. После халвинга в течение года цена биткоина выросла с примерно $12 до $1130, а его рыночная капитализация выросла с чуть более $100 млн до примерно $13 млрд. Запрет центрального банка Китая на транзакции с биткоинами в конце 2013 года, возможно, еще больше усилил рост цен, поскольку люди стали покупать биткоины, чтобы избежать контроля над капиталом.
Халвинг 9 июля 2016 года
Период до и после второго халвинга характеризовался растущим интересом к криптовалютам, о чем свидетельствует бум первичных предложений монет (ICO), которые выросли с $240 млн в 2016 году до более чем $5,6 млрд в 2017 году. Число ежедневных транзакций с биткоинами также выросло с примерно 200 000 до более чем 350 000 за тот же период, что отражает растущее принятие этой криптовалюты. Растущее институциональное признание, вероятно, помогло цене биткоина достичь в этот период своего пика: с примерно $650 до почти $20 000 за полтора года после халвинга.
Халвинг 11 мая 2020 года
Во время пандемии COVID-19 широкомасштабные меры стимулирования увеличили инфляционные ожидания, что отразилось в повышении пятилетнего уровня безубыточной инфляции с 0,14% до 2,56%. Это, в свою очередь, (вероятно) подтолкнуло людей к использованию биткоина в качестве средства защиты от инфляции. Рост институционального внедрения также был очевиден: MicroStrategy инвестировала в биткоин более $2 млрд. Благодаря этому и на фоне таких эпохальных сдвигов, как заявление PayPal о поддержке биткоина , цена криптовалюты выросла с примерно $8600 на момент халвинга до рекордного максимума в $64800 в апреле 2021 года, а его рыночная капитализация превысила $1 трлн.
Макроанализ трех халвингов в 2012, 2016 и 2020 годах демонстрирует сложное взаимодействие между запрограммированным дефицитом биткоинов и более широкой макроэкономической средой. Каждый халвинг сопровождался различными глобальными экономическими обстоятельствами, которые влияли на траекторию цены Биткойна. Однако, несмотря на различные контексты, присутствует общая тема: повышенная экономическая неопределенность, похоже, совпадает с возросшим интересом к биткоину, что потенциально усиливает ценовой эффект от халвинга. Однако также очевидно, что взаимосвязь между макроэкономическими условиями и ценой BTC многогранна и на нее может влиять множество факторов, помимо самого халвинга.
Заключение
Порой возникает соблазн рассматривать халвинг как катализатор роста стоимости биткоина, однако анализ выше показывает, что ситуация не настолько черно-белая и есть нюансы. Исторически, после каждого халвинга цена биткоина действительно следовала восходящей траектории, но объяснение роста цены исключительно халвингом упрощает сложную динамику.
Безусловно, халвинг важен, но это не единственная составляющая головоломки. Это предсказуемое и запланированное событие в экосистеме биткоина, вокруг которого присутствует множество непредсказуемых факторов. Понимание этих движущих сил может дать нам более полную картину и помочь в принятии обоснованных решений в связи с BTC.