• технологии
  • культура
  • статьи
  • 22 июл. 24

JUMP #3. Проекты в метавселенных на The Wrong Biennale

Онлайн-биеннале The Wrong Biennale открыта до 1 марта. Мы провели там несколько дней и теперь делимся самыми интересными проектами, связанными с виртуальными пространствами.

  • 830
  • 0
  • 0
iBiom inc
  • рейтинг +5
  • подписчики 0

C 1 ноября 2023 по 1 марта 2024 проходит The Wrong Biennale — независимое и мультикультурное событие, которое собрало в себя онлайн- и офлайн-пространства с диджитал-искусством от разных авторов со всего мира.

Проект запустил Дэвид Килес Гильо (David Quiles Guilló) в 2013 году. С организацией ему помогает коллектив креаторов из Wrong Studio. По словам Дэвида, «Неправильное биеннале» должно быть похоже на глобальную арт-вечеринку кураторов, художников и арт-серферов. Здесь нет привычных ограничений и мягкие правила для входа.

Попадая на сайт проекта как зритель, вы начинаете гулять по ссылкам на разные павильоны. Каждый павильон выполнен в своем техническом и концептуальном ключе: виртуальные пространства и метавселенные, интерактивные сайты, подборки видео-работ и взаимодействие с ИИ. На просмотр всех работ может уйти не один день. Команда биеннале запустила отдельный проект The Wrong Television — это платформа со стримингом видео в прямом эфире, где каждый день обновляется контент. Кстати, подача работ от авторов открыта до конца биеннале.

Мы командой iBiom решили запрыгнуть в The Wrong Biennale, провели там несколько дней, нашли проекты, связанные с виртуальными пространствами, и составили подборку понравившихся. Делимся впечатлениями и фоторепортажем (или как это называется в метавселенных?)


Делится Аня

Площадка The Wrong Biennale открыта для показа итогов образовательных программ. Проект Story&Code от команды AI х Design воспользовался этой возможностью и создал свой павильон No Camera-Cinema. Story&Code — это открытая исследовательская программа и резиденция по изучению ИИ в анимации, создании фильмов и сторителлинга.

Я почти прошла мимо павильона No Camera-Cinema. Меня совсем не заинтересовала дефолтная комната в Spatial.io со скромной развеской изображений в рамках, но потом я увидела ссылки рядом с картинами. Каждая ссылка вела на Notion участников проекта, где раскрывался процесс работы в резиденции: тизеры итогов, список ИИ-инструментов и софта, раскадровки и очень интересные «как это было сделано» с промтами, скриншотами и видео-зарисовками. Резиденты Story&Code открыто поделились деталями работы ­— плюс павильону и подписка на комьюнити AI х Design.



На сайте The Wrong Biennale павильон Server Of Flesh встречает техно-оптимистичным текстом о влиянии технологий на идентичность, а на карточке к проекту зритель видит вымышленный сервер из названия. Этот павильон был создан коллективом кураторов Litote, миссия которого объединять медиаискусство и видеоигры. Этот подход очень точно реализован на площадке Spatial.io, вся выставка геймифицирована и позволяет взаимодействовать с ней в разных режимах. 



В самом начале под звуки моря можно сделать селфи, отправить фотографию кураторам и стать частью зрительской галереи, расположенной в лобби павильона. В этом же месте расположена зона для дискуссий и первый артефакт для коллекции. Такие артефакты раскиданы по всей выставке, кураторы приготовили сюрприз зрителям, собравшим их все.


Сами работы авторов ­— это интерактивные инсталляции, с которыми можно взаимодействовать, создавать звук, менять ракурс просмотра и исследовать. В конце на крыше павильона разместились ссылки на всех участников проекта. 



Я несколько раз пробегала по выставке, чтобы не пропустить все интерактивные детали, и, конечно, получила сюрприз от кураторов.

Делится Тата

Кайфовый по смыслу и визуалу проект-эксперимент, позиционирующий себя как антиметавселенная. Никаких аватаров, никаких скинов, никаких носимых XR-устройств. Только примитивная графика в белых комнатах без гиперреалистичных персонажей и анимации. Ребята так и пишут о себе, что вот, когда придёт Web3, мы будем теми самыми выжившими рисунками в пещере Ласко.

У проекта есть манифест про проектирование Web3 «снизу вверх», про мир без рейтингов, дропов и фомо, где пользователей не эксплуатируют, институции призваны давать, а художники получать, а не наоборот. Звучит, и правда, как суперинтернет. Начать проектировать этот мир ребята предлагают с простого — белых пустых комнат, которые открываются только тогда, когда художники начинают в них рисовать. Каждая комната — динамический NFT, который можно изменять и продавать на OpenSea.

Для биеннале Wrong орги открыли опен-колл в свою резиденцию Superinternet AW23/24, в которой участники получали по комнате и могли рисовать в ней всё, что угодно. И это получившееся «всё, что угодно» — чистый кайф. На скриншотах только часть этого paint-безумия. Обязательно посетите этот комнатный трип.

Проект про отношения городских пространств и жителей от художников из Мьянмы. Создан на платформе New Art City. Внутри галактика с фантастическими пейзажами Universe Two World, в которой нам предлагают путешествовать через червоточину, где сталкиваются время и пространство. Звучит уже захватывающе.

Сама вселенная включает 15 пространств. Не все из них такие увлекательные, как обещает анонс с червоточиной. Но в некоторые захотелось запрыгнуть с описания. Например, Area XI - A Metamorphosing позволяет погрузиться в мир гибридов людей и бабочек, пытающихся выбраться из Сансары. Уоу. Зацените модный текуче-хромовый дизайн. А пространство Area II - Demon's Downfall показывает сцену, в которой дети-герои мстят демону. Всё словно картонное, но такое живое!

Делится Оля

Павильон Reverse Tar Pit полностью создан на платформе New Art City. Это один мир, который включает в себя 4 одинаковых пространства-галереи, но с очень разным наполнением. В кислотном гроте, на половину затопленном какой-то жидкостью, всплывает (или тонет?) «бурлящая масса цифрового мусора»: архивы фотографий и гифок, анимированные и статичные 3д-модельки, видео и звуковые записи, созданные различными художниками. Перемещаться между галереями можно через торнадо-порталы, которые располагаются на водной поверхности и спрятаны по всему пространству. Некоторые проекты предлагают перейти на сторонние сайты, чтобы получить более полное взаимодействие.

Сам опыт посещения этого павильона и перемещения по нему в целом напоминает опыт в интернете и ощущения, когда мы переходим между многочисленными ссылками и приложениями или когда скроллим бесконечную ленту. И при этом каждый раз, когда я захожу в этот проект, я нахожу для себя что-то новое.

А еще создатели и кураторы подумали о доступности и добавили субтитры для слабослышащих и глухих людей.

Проект CAPTAS City создан художникам и кураторами Фабио Фоном и Сорайей Браз (Fabio Fon and Soraya Braz). Они вдвоем курировали и весь павильон Net Art Died But Is Doing Well.

Первая версия CAPTAS City создавалась с 2009 по 2011 год и представляла собой интервенцию в городское пространство (а я такое очень люблю). Перформеры ходили по улицам бразильских городов в желтых дождевиках, в которые были вшиты динамики. Как только перформеры начинали следовать за людьми, разговаривающими по сотовым, у них включались предзаписанные телефонные разговоры, что вносило смятение. Эта интервенция про ощущение приватного и публичного, про границу между этими состояниями и про изменившийся социальный и звуковой контекст города начала 2000-х годов.

В версии 2023 года, созданной в Mozilla Hubs, мы видим кусочки фото- и видео-документации этой интервенции, которые размещаются в бетонных конструкциях-лабиринтах. Само пространство довольно простое и наивное, но при этом как будто очень искреннее. Переходя из комнаты в комнату, перемещаясь между этажами и попадая в какие-то закоулки, обнаруживаешь, как фотографии постепенно превращаются в странные калейдоскопические композиции, которые иногда почему-то напоминают мозаичные панно советского периода. А я сама, вовлекаясь, оказывалась на месте перформеров – следила и путешествовала за желтыми дождевиками...

Делится Женя

Павильон VerbivocoVirtual состоит из более 70 произведений искусства, созданных авторами из разных стран. Хочется отметить расширенное пространство павильона — лаунж в Mozilla Hubs, который объединяет авторов со зрителем.

Это виртуальная гостиная, созданная Сорайей Браз и Фабио ФОН. Они предлагают зрителям не только визуальный опыт, но и взаимодействие с произведениями знаменитых авторов. В лаунже представлены транскреации, основанные на значимых произведениях, памятниках визуальной поэзии Бразилии и других стран.

Пространство создано в new retro wave стиле. Эта эстетика придает ламповости атмосфере. У всех объектов в пространстве стоят белые звездочки, по которым можно перейти на дополнительную информацию об авторе, это добавляет интерактивности. Виртуальная гостиная служит не только памятником визуальной поэзии, но также становится платформой для объединения ценителей и творцов этого искусства, создавая уникальное пространство для обмена вдохновением и исследованием грани между словом и изображением.

VERBIVOCOVIRTUAL LOUNGE не просто ограничивается статичным просмотром. Она становится местом для виртуальных встреч и обмена идеями между зрителями и авторами. Возможность использовать аватары и даже веб-камеры придает пространству дополнительный уровень реальности и общности.

Следить за анонсами событий, которые проходят в VERBIVOCOVIRTUAL LOUNGE, можно на странице куратора Fabio FON «FABIOFON-dot-COM» в Facebook (Facebook принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.).

Из павильона Verbivoco Virtual хотелось бы выделить работу Polina Enuvesta. Художница создала гиперреалистичное пространство, и, кажется, получилась новая визуальная 3D-поэзия.

За основу проекта Dimensional Quatrain взято стихотворение Дмитрия Пригова:

Что-то воздух какой-то кривой

Так вот выйдешь в одном направленье

А уходишь в другом направленье

Да и не возвратишься домой

А, бывает, вернешься — Бог мой

Что-то дом уж какой-то кривой

И в каком-то другом направленьи

Направлен

Стихотворение передает тонкое и жуткое ощущение помещения, а Dimensional Quatrain переписывает его, используя инструменты 3D-моделирования. Кажется, получилось сохранить краткость и емкость образов, архитектура рифмуется с структурой текста. Это пространство сделано с особым вниманием к деталям, оно не только передает визуальные аспекты стихотворения, но и воссоздает звуковую сущность.

  • 830
  • 0
  • 0