• крипто
  • безопасность
  • статьи
  • 06 авг. 24

Криптовалютные игры-кликеры в России: новый способ для заработка или финансовые пирамиды?

Так ли безопасны и просты кликеры, вроде «Хомяка» и TapSwap, как это кажется на первый взгляд? Центробанк точно так не считает. Разбираемся, какие схемы преследуют популярные криптоигры.

  • 467
  • 0
  • 1
Ulyana Proskunova
  • рейтинг +12
  • подписчики 10

Россия вместе с другими странами с головой затянулась в новый игровой тренд — игры-кликеры, которые позволяют зарабатывать и выводить реальную валюту. От игроков в общем-то не требуется никакого опыта, навыков и даже обучения — весь процесс управляется посредством тапа (клика) по экрану.

Вернемся на несколько лет назад — к моменту зарождения такого направления игр. Кликеры, на удивление молодого поколения, появились еще задолго до запуска любых криптовалют. А именно в 2013 году. Автором первой «тапалки» в мире стал программист Жюльен Тьенно. Написанная за один вечер игра под названием Cookie Cliker была размещена на 4chan и за несколько часов набрала 50 тыс игроков, а через месяц — 200 тыс, сообщается на DTF.

До нее, разумеется, были попытки создания кликеров, однако популярностью они не особо пользовались. Однако в том же 2013 году была создана специальная программа, которая позволяла конструировать кликеры, не обладая особыми знаниями в программировании. Она-то, вероятно, и разделила игровой мир на «до» и «после».

Так, к 2015 году игры-кликеры начали активно набирать пользователей на одной из самых популярных игровых площадок Steam, а также ряде других платформ. С этого момента «тапалки» начинают развиваться — постепенно они не только получают больше охватов и распространяются на все большем количестве веб-ресурсов, но и расширяют возможности вознаграждения своих игроков. Если по началу это были исключительно игровые вознаграждения, потом — плюшки вроде скидок и бонусов в других игр, то сейчас — настоящие криптовалюты.

Уже к 2023 году даже современные мессенджеры с социальными сетями не представить без игр-кликеров. Более того, мессенджеры рассматриваются как удобные платформы для разработки и запуска игр на базе блокчейна. Во многом они приковывают внимание криптовалютных проектов за счет более безопасной архитектуры, а также расширенного функционала ботов.

В большинстве случаев речь идет о Telegram. Сейчас многие игры пользуются возможностями российского мессенджера, чтобы обрабатывать сложную цепочку взаимодействий между пользователями и даже блокчейн-проектами. Кликер Павла Дурова под названием Notcoin стал первым проектом, который действительно провел листинг своей монеты на бирже.

К тому же, в начале 2024 года у пользователей впервые появилась возможность обмена виртуальных монет, заработанных в игре, на реальные криптовалютные активы. Случившийся аирдроп значительно повысил внимание к подобным кликерам. Отметим, что по аналогии с проектом Дурова, сейчас в мессенджере активно развиваются десятки криптовалютных кликеров. Их авторы привлекают аудиторию «аирдропом» в ближайшее время — раздачей токенов, причем не называя ни точные даты, ни криптовалютные биржи.

Многие из подобных игровых проектов находятся на стадии разработки, однако уже позволяют «накликивать» заработок. Как правило, обещается, что в будущем, после раздачи «аирдропа», внутриигровые заработанные монетки превратятся в реальную цифровую валюту — и, соответственно, могут быть выведены с биржи. Механика этих игр в целом одна — нужно кликать по экрану, чтобы получать виртуальный доход.

И, несмотря на монотонный и достаточно простенький игровой процесс, многим пользователям кликеры кажутся вполне увлекательными и динамичными развлечениями. Разумеется, все дело в ключевой цели игры — заработке. Притом в кликерах игроки получают некое мотивационное подкрепление: любое действие ведет к улучшению виртуального благосостояния, что, естественно, на подсознательном уровне воспринимается как радостное событие.

Однако так безопасны и просты «тапалки» как это кажется на первый взгляд? Центробанк точно так не считает.

Согласно отчету ЦБ РФ, количество онлайн-проектов, которые вполне можно отнести к финансовым пирамидам, выросло практически в полтора раза. В том числе, упоминаются такие, которые используют мессенджеры с соцсетями для своего развития и продвижения.

Зачастую мошенники маскируют свои проекты под экономические игры с псевдоинвестиционной составляющей. Для продвижения они используют вирусные медиатренды — например, ажиотаж вокруг популярных игр-кликеров и мемкойнов. В форме экономических игр действовали более 14% нелегальных проектов, — заявляет Банк России.

Субъекты с признаками нелегальной активности / cbr.ru
Субъекты с признаками нелегальной активности / cbr.ru

Если логически подумать, то большинство, особенно свежих, криптовалютных кликеров и правда кажутся довольно сомнительными проектами. Взять, как минимум, анонимных создателей у большинства «тапалок», механизмы удержания игроков (посредством обязательного захождение ради бонусов или вознаграждения), а также безжалостные инструменты маркетинга, заставляющие пользователей «своими руками» рекламировать игру своим друзьям и не только.

Иными словами, правильно было бы предположить, что создатели кликеров планируют нехило заработать на своих проектов. И, главный вопрос, насколько это легально и безопасно для самих игроков? Разбираемся.

Что не так с популярными кликерами в Telegram?

Одни скажут: ничего опасного быть не может, пока не вкладываются денежные средства. Возможно, кликеры и правда выглядят безвредными, а ключевую опасность, которую могут за собой нести — это потеря времени. Однако все не так просто: за игрой в обычные «тапалки» может стоять множество психологических аспектов, которые так или иначе воздействуют на человека. А там уже — и до колоссальной траты времени вместе с вложениями недалеко.

По мнению клинических психологов, игры-кликеры затягивают пользователей в дофаминовую петлю посредством мгновенных наград. Работает это следующим образом: игроки за короткий промежуток времени выполняют задания или накапливают ресурсы, за что получают вознаграждение. И, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров: в погоне за мгновенным удовольствием пользователи могут чаще заходить в игру и с каждым разом получать больше игровых наград.

Также все кликеры заточены на достигаторство. Если в начале пользователь попадает на скромный уровень, то постепенно, накапливая бонусы или же открывая новые возможности, повышает свой игровой скилл — а вместе с ним, и мотивацию для преодоления следующих этапов и повышения своего игрового состояния.

Помимо того, работают и маркетинговые уловки для привлечения пользователей — разработчики внушают игрокам идею о реальном заработке, причем никак не гарантируя такую возможность и, главное, не намечая даты. Мысль о получении криптовалют без вложений дает надежду пользователям, а отсутствие конкретики в дате листинга — тревогу за упущенные возможности в случае недостаточного уделения внимания игре здесь и сейчас. Так 14-летний тюменский подросток и вовсе попал в больницу из-за недосыпа и галлюцинаций на фоне регулярной игры в один из криптовалютных кликеров, требующих захода в игру раз в три часа.

Рассмотрим подводные камни, которые влекут за собой игры-кликеры на примере одной из самых популярных и, к слову, сомнительных — Hamster Combat.

Игра появилась еще в марте текущего года, однако привлекла к себе широкое внимание только ближе к маю, когда проект Павла Дурова провел листинг своей монеты. За довольно короткий промежуток времени «Хомяк» получил внушительную популярность: на момент написания статьи официальное сообщество проекта Telegram насчитывает более 52 млн подписчиков. Притом проект набирает активных пользователей хорошими темпами. Разбираем подробнее, что здесь может вызывать вопросы.

Во-первых, анонимность создателей игры. Для игровой сферы неизвестность разработчиков — явление необычное, однако для криптовалютных схем — ситуация обыденная. Лишний раз не придется объясняться или нести ответственность за обещания перед пользователями.

Во-вторых, агрессивный маркетинг, нацеленный на привлечение и удержание пользователей. Для наглядного примера: игра с момента своего запуска и до момента написания статьи (менее двух месяцев) набрала свыше 200 тыс активных пользователей.

Несмотря на то, что контекстной или же таргетированной рекламы (в соцсетях) проекта нигде не встретишь, разработчики активно использовали инструменты сетевого маркетинга и продвижения через блогеров. Что касается последнего — многие русскоязычные каналы упоминают «Хомяка» в своих видеороликах. Например, техноблогер Wylsacom с многомиллионной аудиторией снял видеообзор на кликер, поиграв в него вместе со своим ребенком. К слову, посмотреть этот видеоролик было в списке заданий самой игры, за что пользователи получали награду.

Что касается заданий: в проект идеально вписали инструменты сетевого маркетинга, связав игровые задания с распространением «Хомяка» в интернете. Отметим, что помимо повышения охватов рекламных материалов, пользователи также приглашают друзей, вступают в сообщества проекта и даже постят приглашения в своих соцсетях. Иными словами, разработчики сделали так, чтобы сами игроки рекламировали игру.

И это еще не все. В-третьих, как уже отмечалось выше, игра отлично прокачала способы «удержания» пользователей посредством бонусной системы (которые можно получать раз в несколько часов), бонусов, которые необходимо собирать каждый день, чтобы нарастить величину вознаграждения. Более того, не просто так игра размещает внутриигровые рейтинги — будто бы демонстрируя, к чему нужно стремиться, чтобы красоваться в открытом для всех топе.

Несмотря на то, что на текущий момент монетизации в кликере нет, учитывая объем аудитории проекта, появиться она может в любой момент. Однако никто не сомневается в том, что авторы подобных игр преследуют цель серьезного заработка.

Причем здесь финансовые пирамиды?

Большинство имеющихся на рынке кликеров на данный момент обеспечивают для пользователей низкий барьер входа на криптовалютные рынки, притом долгосрочность и перспективность таких экономических моделей вызывают скептику у экспертов.

Сооснователь игровой диджитал-студии Eldarune Кан Пикак поделился, что механика кликеров напоминает схему Понци, при которой выгоду получают лишь первые участники, а последующим — достаются лишь хлебные крошки.

Нацеленность на охват миллиарда игроков проектами вроде Hamster Kombat поднимает вопросы об их истинной ценности и потенциале насыщения рынка. Это больше похоже на массовый маркетинговый ход, чем на подлинное внедрение криптовалюты. У меня есть опасения касательно устойчивости, — рассказал он.

Специалисты проводят параллель между новой игровой тенденцией и предыдущими криптовалютными пузырями. Причем, в отличие от последних, система выстроена и задумана изначально. Именно поэтому подобные проекты напоминают финансовые пирамиды, при которых действительно заработать могут в первую очередь сами авторы проекта и инвесторы, которые первыми смогут вывести токены.

Напомним, что ключевая маркетинговая уловка чаще всего — это обещание пользователям реального заработка в ближайшее время. А именно обмена виртуальных монет на криптовалюту.

Способов заработка у самих создателей же с подобных проектов может быть несколько: это и введение платы за обмен на криптовалюту, и внутриигровые комиссии, и — куда же без нее — создание финансовых пирамид на криптобиржах. Пирамиды причем можно назвать самой ходовой схемой в рамках реализации проектов, раздающих пользователям монеты-пустышки.

Осуществить это можно уже по накатанной схеме:

— Объявить большой аудитории листинг монеты на бирже;

— Произвести листинг и распространить информацию среди основных масс о подорожании монеты;

— Далее, вероятно, создатели монет рассчитывают на спонтанность решения. Финансовая уловка сработает, если пользователи вместо вывода монет вложат в них свои реальные средства, чтобы на росте монет заработать побольше;

— Однако все не так просто: основатели оперативно выводят все деньги инвесторов, потому котировки монет мгновенно падают.

На этом все — финансовый пузырь схлопывается вместе с вложенными деньгами обычных пользователей. Последние, к слову, теряют и потраченное время, и свои средства в этом случае. В выигрыше остается лишь «верхушка» схемы.

Этот вариант — один из немногих, которые могут задумываться тем или иным проектом. Пока понятно лишь то, что большинство авторов криптовалютных кликеров, агрессивно привлекающих в игру пользователей, следуют криптовалютной схеме своего личного обогащения. А вот какой — станет известно после листинга, если таковой вообще произойдет.

  • 467
  • 0
  • 1