В апреле 2023 года американская инвесткомпания Andreessen Horowitz (a16z) выпустила вторую версию своего ежегодного отчета State of Crypto. Мы выбрали из него самое интересное.
Первая версия год назад наделала немало шума: a16z, одна из самых уважаемых компаний на рынке венчурных инвестиций, тогда, среди прочего, обрушилась с критикой на контролирующие интернет крупные IT-компании, назвав ситуацию на рынке «олигополией». В традиционном вебе, согласно отчету, этой олигополии противостоит не менее сомнительная альтернатива — «цифровая диктатура» в китайском варианте. Более перспективной альтернативой такому миропорядку a16z и считает Web3, который даст больше прав и контроля пользователям.
В State of Crypto 2023 (с полным отчетом в формате .pdf можно ознакомиться здесь) a16z, сама инвестирующая в активы, связанные с криптовалютами, еще с 2013 года, продолжает рассматривать Web3 в визионерском ключе и хочет разрушить некоторые устоявшиеся концепции. Вот тезисы, с которых начинается отчет:
- Web3 — это не просто финансовое движение, а эволюция интернета.
- Блокчейн — это не просто бухгалтерские книги («леджеры» — по сути, цифровые реестры в блокчейне), а компьютеры.
- Криптовалюты — это не просто новая финансовая система, а новая вычислительная платформа.
Что это означает на практике? a16z видит корень как существующих проблем традиционного Web2, так и ограничений для развития Web3 в том, что основные вычислительные мощности все еще сосредоточены в руках нескольких крупных корпораций. Именно децентрализация вычислительных платформ и должна помочь переходу к полноценному Web3.
В чем плюсы Web3?
Главные цифры, которые демонстрирует отчет, чтобы показать разницу между Web2 и Web3, это оценка доли выручки, проходящей через компании и остающейся на их счетах и на счетах пользователей, создающих контент или каким-то другим образом поддерживающих работу платформ. В случае Facebook*, Instagram* и Twitter компании оставляют себе практически 100% доходов. YouTube оставляет себе 45%, Spotify — 30%.
Совсем другие параметры у Web3-платформ. Так, OpenSea оставляет себе до 2,5% выручки, Uniswap — 0,3%, Ethereum (здесь речь о так называемых gas fees — комиссии на обслуживание сети, которую блокчейн берет с трансакций пользователей) — около 0,06%. При этом с этих платформ легко выйти (то есть перенести свои данные), а их код публичен, отмечает a16z.