18 июля 2023 года декан факультета международных экономических отношений Финуниверситета Павел Селезнев заявил в ходе форума в Уфе, что «все криптооперации в России отслеживаются». Он отметил, что «некоторых граждан эта новость шокировала».
«Это заблуждение думать, что если кто-то проводит операции с криптовалютой, то это находится вне поля зрения правоохранительных органов. Все отслеживается, и когда мы анонсировали такую возможность, то для некоторых граждан это стало шоком», — сказал Селезнев.
Что подразумевал экономист, говоря о тотальном отслеживании всех криптовалютных операций в России?
Еще в 2018 году стало известно, что Росфинмониторинг заказал разработку «инструмента для анализа и выявления противоправной деятельности, в том числе с использованием криптовалют» московскому Институту проблем безопасности и анализа информации (SPI).
Стоимость контракта составила 195,5 млн руб. Другие детали этой разработки отсутствуют — ведомство отказалось давать комментарии СМИ. В карточке госконтракта указано, что исполнение было завершено, а стоимость превысила 195 млн рублей.
Однако в итоге разработку рабочего инструмента осуществила подконтрольная Сбербанку компания RCO за 14,7 млн бюджетных рублей. При этом сообщалось, что на его финансирование в целом понадобится 760 млн рублей из бюджета.
В феврале 2021 года ведомство сообщило, что сервис отслеживания криптотранзакций, получивший название «Прозрачный блокчейн», готов. Росфинмониторинг предложил включить «Прозрачный блокчейн» в федеральный проект «Искусственный интеллект». Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчиндоложил президенту В. Путину, что сервис работает и по итогам сбора информации даже заведены первые уголовные дела.
Чиновник рассказал, что систему «Прозрачный блокчейн» разрабатывали при участии РАН и российских «правоохранительных органов». Согласно официальной документации, система «Прозрачный блокчейн» предназначена для решения таких задач, как:
- отслеживание цепочки перемещений криптовалюты;
- создание базы данных криптокошельков, связанных с осуществлением «противоправной деятельности и финансированием терроризма»;
- мониторинг поведения участников крипторынка с целью их идентификации и выявления их потенциального участия в «противоправной деятельности».
В конце июля 2023 года замдиректора Росфинмониторинга Герман Негляд в ходе саммита «Россия — Африка» заявил, что Россия готова «поделиться» системой «Прозрачный блокчейн» с «партнерами из дружественных стран».
Негляд подчеркнул, что Россия — «одна из немногих стран», имеющих подобный инструмент.
Попытка изобрести велосипед?
Между тем, эксперты считают, что создание отечественной системы отслеживания криптотранзакций – это очередная попытка власти изобрести велосипед. По их мнению, для отслеживания криптовалютных транзакций было более целесообразно изучить уже существующие зарубежные аналоги.
В комментарии сетевому ресурсу ForkLog CEO Pay Super Дмитрий Мачихин отмечал: «Власть вновь изобретает велосипед, да еще и почти за миллиард рублей. Блокчейн того же биткоина, например, не самый анонимный, как могли подумать многие. В мире существует множество решений, способных отследить транзакции даже после использования микшер-сервисов».
С коллегой согласился основатель платформы стабильных криптовалют STASIS Григорий Клумов. По его словам, «отслеживание транзакций уже давно работает, есть Chainalysis, Coinfirm, Crystal – целый кластер проектов, позволяющих скринить транзакции в публичных блокчейнах и оценивать, насколько они рискованны».
В свою очередь, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Юрий Брисов усомнился в том, что есть основания включать «Прозрачный блокчейн» в федеральный проект «Искусственный интеллект», на который, кстати, из бюджета планируется выделить почти 90 млрд руб.
Борисов заметил, что не совсем понятно, чем «конкретно займется искусственный интеллект» в новой системе. «Возможно, так для «острого словца» обозвали комплекс поисковых алгоритмов или их усовершенствование», – сказал эксперт.
Впрочем, член экспертного совета Госдумы Никита Куликов в комментарии СМИ пояснил, что ИИ, который планирует создать Росфинмониторинг, будет мониторить интернет в поиске противоправных действий с криптоактивами.
Возможности «Прозрачного блокчейна» вызывают вопросы. Самые популярные криптовалюты (биткойн, эфир, LTC и др.) заведомо не являются анонимными. Скорее, они «псевдо-анонимны», поскольку все данные об отправителе и получателе открыты и общедоступны. Однако публичная привязка пользователя к конкретному крипто-адресу отсутствует. Даже при подозрении на какие-либо сомнительные операции установить настоящего владельца криптовалюты невозможно. Сам по себе, «Прозрачный блокчейн» не может деанонимизировать владельца криптокошелька.
Идентификация пользователя возможна только в рамках сценария, когда лицо, подозреваемое в преступной деятельности, выводит криптовалюту в наличные деньги через p2p-платформу, криптовалютную биржу, онлайн-обменник или физический обменник.
В этом случае подозреваемый либо передает свои данные покупателю криптовалюты, либо получает наличные в офисе, оборудованном средствами видеонаблюдения.
Система «Прозрачный блокчейн» сканирует интернет на предмет преступлений с использованием криптовалют: например, финансирования террористических организаций или покупки в даркнете наркотиков, оружия и т. п. Если владелец кошелька, с помощью которого совершаются сомнительные транзакции, деанонимизирует себя в процессе вывода криптовалюты в наличные, он попадает в обычную оперативную разработку силовых органов.
В чем состоит инновационный характер «Прозрачного блокчейна», на который государство потратит почти миллиард рублей, неясно. Ведомство утверждает, что сервис позволяет «частично снимать анонимность участников транзакций в системах Bitcoin, Ethereum, Omni, Dash и Monero», однако, как было сказано выше, о полной анонимности крипто-транзакций в любом случае речь не идет.
Ни Росфинмониторинг, ни компания-разработчик RCO не стали отвечать на вопросы СМИ о том, как именно будет работать система мониторинга и не раскрыли детали проекта.
Эксперты оценивают возможности «Прозрачного блокчейна» достаточно скептично. Главный редактор Satoshi.fm Антон Меркуров в интервью СМИ отметил, что доля средств, отмываемых с помощью криптовалют, невелика.
«Вместо того, чтобы ловить условного полковника Захарченко [полицейский, у которого при обыске нашли около 9 млрд рублей] власти пытаются под микроскопом в капле воды найти какого-то микроба. Это не должно быть приоритетом. И главное, начни туда давить – начнется противодействие, выдумают реальные инструменты для отмывания», – сказал Меркуров.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов согласился с тем, что криптовалюты действительно используют для покупок наркотиков и прочих нелегальных товаров и услуг в даркнете. При этом он подчеркнул, что Росфинмониторингу будет непросто изменить эту ситуацию, поскольку продавцы находятся за пределами РФ и используют глубокий интернет, неуязвимый для обычной блокировки.