В 2020 году состоялась первая онлайн-неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week. В 2023-м таким событием уже не удивить — в показах недели моды метавселенной Decentraland участвовало более 70 мировых брендов. Цифровая одежда становится повсеместным явлением — fashion-дома создают образы для героев киберспортивных игр и вовсю оцифровывают свои коллекции под цели маркетинга.
- технологии
- крипто
- мода
- статьи
- 24 авг. 23
Цифровая одежда: что это такое и для чего она нужна
В 2020 году состоялась первая онлайн-неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week. В 2023-м таким событием уже не удивить — в показах недели моды метавселенной Decentraland участвовало более 70 брендов.
- 1090
- 0
- 0
0
- рейтинг 0
- подписчики 0

Что такое цифровая одежда
Цифровая одежда – это одежда, которую дизайнеры создают в цифровом трехмерном виде на программах для 3D-моделирования. Пользователи же носят цифровую одежду с помощью технологий дополненной реальности (AR). Такая одежда может быть как повседневными образами базового гардероба, так и фантастическими киберпанк-костюмами из кинофильмов про будущее. Главная особенность — цифровая одежда существует только в виртуальном мире. Надеть, потрогать или увидеть ее в мире реальном невозможно — только если она не является прототипом для физического образца. Разработка такой одежды не требует энергетических и природных ресурсов, необходимых для создания настоящей ткани, а ее производство занимает гораздо меньше времени, чем пошив настоящего гардероба.
Когда появилась виртуальная одежда
В 2015-ом году дизайнер Кэт Тейлор адаптировала одежду брендов Balenciaga, Burberry, Gucci под виртуальную реальность. Этот проект считается первым появлением цифровой одежды. В 2016-ом году с появлением виртуальной модели Lil Miquela к тренду на цифровую одежду подключились Prada, Supreme и Vetements. В 2018-ом агентство Virtue разработало первую в мире виртуальную коллекцию для ритейлера Carlings. Но настоящий бум цифровой одежды начался в 2020-ом, когда инфлюенсеры, как и обычные люди, оказались на самоизоляции — а необходимость создавать контент осталась. Цифровой гардероб не только позволил блогерам и брендам продолжить работу, но и поймать кардинально новый вектор развития в виртуальных технологиях.

Как создают цифровую одежду
Сначала элемент цифрового гардероба разрабатывают в 3D-редакторе. Например, в CLO 3D, он считается самым удобным. Затем дизайнер или IT-специалист переносит одежду на фото реальной или виртуальной модели. В перспективе задачу переноса возьмут на себя алгоритмы искусственного интеллекта — они уже активно участвуют в процессе, определяя мерки и параметры модели лучше людей.
Где используют цифровую одежду
В 2023 году инвестиции в цифровой дизайн превысили отметку в $2-3 млрд. Одно из направлений – создание виртуальной одежды как образца для последующего производства физических коллекций. Такой подход помогает оптимизировать сроки разработки коллекции, сократить производственные издержки и помочь экологии. Еще виртуальную одежду используют для цифрового маркетинга и промо-показов, размещают в 3D-каталогах на сайтах и маркетплейсах. Ее можно надеть на человека или виртуальную модель в соцсетях — используя для этого чат-бота компании Texel и другие альтернативы. Это, кстати, как никогда актуально — по данным Lipquorum, еще в 2019-ом году аналитики британской кредитной компании Barclaycard посчитали, что каждый 10-й покупатель приобретает одежду только ради поста в соцсети. Виртуальная одежда помогает сохранить место в шкафу и получить тот же эффект – лайк, комментарий и нового подписчика. Еще цифровую одежду можно коллекционировать в виде NFT – а затем зарабатывать на перепродаже.
Но основной рынок сбыта цифровой одежды — это Метавселенные и игры. Там цифровая одежда — неотъемлемая часть игрового процесса, доходящая стоимостью до нескольких тысяч долларов. Иногда разработку игровой одежды берут на себя крупные модные дома: например, Louis Vuitton, который создавал одежду для League of Legends; Martin Margiela, презентовавший свою коллекцию в Animal Crossing oт Nintendo; PUBG, создавшие коллабы с южнокорейской группой Blackpink. В некоторых метавселенных можно самим создавать и продавать одежду.

Сколько стоит виртуальная одежда
Стоимость виртуального образа складывается из нескольких параметров. Она зависит от дизайна и проработки модели — насколько сложной с точки зрения креатива является конкретный предмет гардероба? Свою лепту в ценообразование вносят техническая сложность разработки и отрисовки, а также область применения — очевидно, что цифровое платье для 3D-модели на маркетплейсе будет стоить дешевле, чем NFT-версия сумки Jacquemus для Decentraland. В общую стоимость также входят различные налоги и бизнес-затраты, комиссия площадки для размещения одежды и другие сопутствующие расходы.
Как изменилась мировая мода с появлением цифровой одежды
Технологии цифровой одежды позволяют примерить вещь, не выходя из дома. Еще она помогает бороться с перепотреблением и перепроизводством — и тем самым способствовать решению мусорной проблемы и проблемы отходов при производстве одежды. Цифровая одежда также является мощным двигателем развития модного рынка в целом — она позволяет трансформировать самые безумные идеи в цифровые арт-объекты без ущерба для экологии и производственных затрат. И тем самым вдохновляет всю индустрию. Некоторые предметы цифровой моды порой стоят дороже оригиналов – например, кроссовки, похожие на Nike Air Force и проданные за $3,1 млн., или цифровая Gucci, которая стоила на аукционе дороже настоящей на $4000.
Бренды активно развивают направление цифровой одежды, причем это актуально как для люкса, так и масс-маркета. Идеи виртуального fashion-арта они переносят в реальное производство, выпускают коллекции одновременно в двух реальностях и запускают спецпроекты на стыке настоящего и цифрового мира. Например, в H&M запустили цифровую примерочную, Balenciaga и Gucci разработали мета-обувь и платья, а Prada представили в своей NFT-коллекции принты авторства итальянского фотографа Энцо Рагаццини конца 1960-х начала 1970-х годов. Некоторые, например, дизайнер Эмбер Парк, создают коллекции одновременно в цифровом и физическом формате, а Pinko и вовсе открывают виртуальные магазины одежды в метавселенных. Цифровая мода и ее проекты в буквальном смысле меняют историю моды, сами активно ею вдохновляясь. Например, на Парижской неделе моды, группа бельгийских модельеров в коллаборации с Mutani показали цифровую под названием «Антверпенская кибер-шестерка», вдохновленную небезызвестной авангардной группой дизайнеров.

Какое будущее ждет цифровую одежду? Останется ли она временным трендом или задаст вектор на альтернативное развитие всей индустрии моды? В эпоху глобальной цифровизации виртуализируются даже привычные нам предметы быта и домашнего обихода — включая одежду. Пока есть площадки, где цифровая одежда может быть использована, пока развиваются индустрии, занятые созданием таких площадок и виртуальных миров — рынок цифровой одежды будет развиваться параллельно. Примет ли тренд массовый характер? Все зависит от темпов этого развития и его распространения в массы. А пока — тестируем, изучаем, смотрим.
- 1090
- 0
- 0
0