По мнению команды проекта Notcoin, tap-to-earn перестал удерживать игроков. Крупные проекты вроде Notcoin и Hamster Kombat фиксируют падение вовлеченности и переосмысливают стратегию. В центре внимания — переход к более «игровым» и менее спекулятивным форматам.
Notcoin отказался от старой модели
На конференции Token2049 в Дубае сооснователи Notcoin Александр и Владимир Плотвиновы (Sasha и Vladimir Plotvinov), а также глава по дизайну Ульяна Сало (Uliana Salo) заявили, что формат «tap-to-earn» мертв.
По словам Владимира (Vladimir Plotvinov), этот жанр не смог удержать интерес пользователей, и теперь рынок движется в сторону игр, в которых заработок — не основная цель, а дополнение.
Notcoin стал одним из самых заметных Web3-проектов на Telegram в 2024 году. Игра набрала 30 млн пользователей всего за три месяца. Однако, как признали разработчики, большинство пришли ради «фарма», а не ради геймплея. Это подорвало устойчивость формата.
Telegram ищет новую формулу
Александр Плотвинов в свою очередь объяснил, что пользователи быстро переключались между играми, выжимая из каждой максимум и переходя к следующей. Сейчас команда Notcoin видит потенциал в проектах с упором на социальное взаимодействие и геймплей, а не на доход.
По его словам, Web3 останется частью Telegram-экосистемы, но будет восприниматься как вспомогательная функция, а не главный двигатель интереса.
Владимир также отметил, что искусственный интеллект стал серьезной поддержкой для разработчиков, ускоряя написание кода. Однако он подчеркнул важность экспертизы: необходимо учитывать работу API, масштабируемость и высокую нагрузку, чтобы проект был жизнеспособен.
Ульяна Сало сравнила Telegram с WeChat и Facebook, которые уже развили собственные игровые экосистемы. По ее мнению, платформа обладает таким же пользовательским потенциалом, но ей не хватает крупных издателей и инвесторов. Она уверена, что Telegram-игры будут расти, особенно если в них появится настоящая увлекательность, а не просто схема для заработка.
Hamster Kombat потерял аудиторию и доверие
Яркий пример падения формата — игра Hamster Kombat. В августе 2024 года она привлекла 300 млн пользователей. Однако после неудачного запуска второго сезона, игроки стали массово уходить: к ноябрю 2024 года активность упала до 39 млн. Цена токена HMSTR снизилась на 74,2% — с $0.01004 до текущих $0.00258.
Массовое разочарование вызвали скромный айрдроп и, по мнению пользователей, несправедливое распределение токенов. Позже выяснилось, что значительную часть монет получили инфлюенсеры за привлечение рефералов.
Несмотря на попытки реанимации — запуск нового сезона, введение прокачки и новых игр — проект не смог вернуть интерес аудитории. Команда Hamster Kombat объявила о планах по созданию собственной экосистемы, но, вероятно, доверие пользователей уже подорвано.
Выводы не озвучены, но тренд очевиден
Хотя Notcoin пока не называет конкретные проекты, команда уверена, что Telegram-гейминг может выйти на новый уровень. Но это будет уже не про клик за токен, а про интересную игру.
Ранее команда Blum, еще одного tap-to-earn проекта, анонсировала проведение TGE (Token Generation Event), запланированное на весну 2025 года. Пользователи ожидали запуск токена с конца прошлого года, однако сроки неоднократно переносились.
Теперь, по всей видимости, задержка связана с нестабильной рыночной ситуацией. Несмотря на официальные заявления о подготовке к TGE, проект не озвучивает точных дат, что вызывает недовольство среди участников сообщества.
Постоянные сдвиги сроков ставят под угрозу лояльность аудитории: многие пользователи опасаются, что откладывание TGE станет хронической проблемой. На фоне снижения интереса к жанру tap-to-earn это может дополнительно ослабить позиции Blum на рынке.
Данный пост носит исключительно информационный характер и не является рекламой или инвестиционным советом. Пожалуйста, проводите собственное исследование, принимая какие-либо решения.